Проект «Соль - подарок или загадка природы»
08.05.2019, 11:30

«Соль - подарок или загадка природы»

 

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети детского дома, воспитатели.

Актуальность:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаем одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.

Проблемная ситуация:

Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Цели проекта:

Узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах

Задачи проекта:

  1. Выяснить, откуда берется соль, как её добывают.
  2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль разная.
  1. Исследовать свойства соли опытным путем.
  2. Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.
  3. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
  4. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
  5. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
  6. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, посредством сказок, загадок, пословиц и поговорок.

 

 

Гипотеза:

Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто! Мы предположили, что соль необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.

Методы исследования

  • Анализ литературных источников (справочно–энциклопедической литературы)
  • Изучение интернет ресурсов по теме исследования
  • Проведение опытов

Вид проекта:

  • Исследовательский
  • Творческий
  • Познавательный
  • Информационный
  • Групповой

Предполагаемый результат:

  • Появление интереса к исследованию природы
  • Формирование знаний, навыков экспериментирования;
  • Повышения уровня усвоения программного материала
  • Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л.С. Выготский

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный.

· просмотр м/ф «Как казаки соль покупали»

· подбор научно-популярного материала по изучаемой теме;

· определение основных требований к организации проектной деятельности в детском доме;

· составление перспективного плана работы над проектом. Организация познавательных бесед, дидактических игр;

· Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах.

2. Практический этап.

1 Чтение с детьми произведений о соли: русская народная сказка «Соль»; чешская народная сказка «Соль».

2.Беседа «Как открыли соль?»

3.Просмотр  презентации « Как соль приходит на стол», «Где и как используют соль».

4.Загадки о соли

5.Беседа с медсестрой дет.дома о пользе и вреде  соли на организм человека

6.Просмотр фильма «Соль».

7. Разучивание пословиц и поговорок о соли.

8.Проведение опытов  и экспериментов с солью.

· Рассматривание соли через лупу

· Соль  хрустит

· Соль растворяется в воде.

· Эффект мёртвого моря.

· Борьба с гололёдом.

· Влияние соли на растения.

· Соль можно покрасить в любой цвет.

 

 

 

3.Заключительный этап.

1.Мастер – класс «Волшебные рисунки солью» . Волшебная лаборатория.

2.Игра-викторина

3.Создать коллекцию соли.

Выводы

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Информационное обеспечение:

Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003

Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007

Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007

Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998

Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006

Интернет

Литература:

  1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. СоставителиШалаева Г.П., Кашинская Л., Саакян А. Издательство «АСТ», 1996г.
  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Составитель Шалаева Г.П. Издательство «АСТ», 1996г.
  3. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т-3. –М.: Педагогика- пресс, 1999г.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия./ Автор - составитель Л.А.Савина- М: ООО «Фирма издательство ACT» ,1999г.

 

Интернет-ресурсы:

  1. История соли. Интернет: http://www.stav-salt.ru/about_salt.htm.html
  2. Соль – вред или польза? Интернет: http://prodobavki.com/modules.php?name=articles&article_id=151
  3. Чем полезна соль? Интернет: http://www.glamour.ru/health/diet/402253/
Категория: Материалы | Добавил: spastalicadd
Просмотров: 334 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar