МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Предметно-развивающая среда детского дома
Предметно-развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Одной из стратегических задач развития детского дома на ближайшие три года является совершенствование и модернизация предметно-развивающей среды, как важнейшего фактора обучения, воспитания и социализации детей. В этой работе использовали рекомендации и нормативы, разработанные Министерствами образования и здравоохранения РФ, материалы международной научно - практической конференции, которая проходила в г.Н. Новгороде в октябре 2006г.
Предметную среду проектируем в соответствии с теми программами, которые реализуются в детском доме, а так же с учетом состояния здоровья, психофизических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого развития, эмоциональной сферы детей.
Принципы, которых необходимо придерживаться при организации развивающей среды:
- среда не должна навредить ребенку (все оборудование, мебель, игрушки, пособия должны быть сертифицированы и экологически безопасны);
- среда должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, учитывать специфику работы учреждения;
- содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса у детей, на их психическое и физическое состояние здоровья;
- среда должна помогать вводить ребенка в социум, способствовать его адаптации к дальнейшей самостоятельной жизни;
- среда должна быть оформлена эстетично и педагогически грамотно.
Предметно-развивающую среду детского дома условно разделили на макро- и микросреду.
Макросреда - это специально выделенные помещения для занятий каким-то определенным видом деятельности.
Микросреда - это среда отдельно взятой группы, игровые центры (уголки), выделенные в группе и направленные на развитие определенных видов деятельности.
При планировании, построении и модернизации среды в этом учебном году поставили три основных задачи:
- разнообразить и дополнить макросреду детского дома новыми объектами;
- изменить интерьер помещений, придавая им современный вид;
- активизировать участие персонала в оформлении среды.
В соответствии с этими задачами составили модель макросреды детского дома, выделив в ней три взаимосвязанных блока: физкультурно-оздоровительный, психологический, социально-педагогический.
Создали семь творческих групп, в состав которых вошли 24 сотрудника детского дома. Каждая группа представила проект оснащения, оборудования и модернизации среды своего помещения, а затем реализовывала его в течение нескольких месяцев.
При подведении итогов работы было отмечено, что все поставленные задачи выполнены. Образовательное пространство детского дома удалось пополнить пятью новыми объектами, обновить содержание и оборудование многих других функциональных помещений макросреды.
Сегодня в структуру физкультурно-оздоровительного блока входят: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, баня-сауна, зал ЛФК, спортивная площадка.
Цель данного блока - лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на развитие двигательной активности, закаливание, укрепление здоровья детей.
Психологический блок представлен следующими компонентами:
• кабинет психолога, назначением которого является коррекция психического здоровья детей, развитие их эмоциональной сферы;
• сенсорная комната - организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания, вестибулярные рецепторы. Сеансы в СК направлены на снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия, активизацию сенсорных функций, создание положительного эмоционального фона;
• зимний сад, который служит созданию психологического комфорта, накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой, привитию элементарных трудовых умений и навыков.
Социально-педагогический блок самый большой. В него входят:
1. Музыкальный зал, назначением которого является музыкально-эстетическое развитие, развитие творческих способностей детей.
2. Кабинет логопеда и дефектолога, где проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по коррекции речевых и познавательных нарушений.
3. Комната социально-бытовой ориентации, которая включает кухонный блок и гостиную. В комнате СБО проходят труд.часы по приготовлению пищи, тематические, практические занятия: «Сервируем стол», «Салфетка- украшение стола», «Каша - пища наша», организуются занятия кружка «Лакомка». В интерьере гостиной - стол, красивые стулья, диван, горка с разнообразной посудой , бра, картины, жалюзи. В такой гостиной хорошо и комфортно и взрослым, и детям.
4. Краеведческий музей, где на стендах представлена государственная символика, история детского дома, его реальная жизнь. В музее ежемесячно оформляются различные экспозиции, отражающие народные промыслы, быт, традиции и народное творчество. Вот некоторые темы выставок: «Древняя Русь», «Народная игрушка - забава», «Чудеса из глины». Цель работы музея: зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, воспитывать любовь к большой и малой Родине.
5. Минипланетарий, в оборудовании которого, активное участие принимали не только взрослые, но и дети.
Астрономия - одна из увлекательнейших наук, которая формирует материалистическое мировоззрение, развивает любознательность, познавательную активность, воображение. В минипланетарий на занятиях факультатива «Космические мастера» дети получают первичные знания о Солнце, планетах солнечной системы, о зодиакальных созвездиях, совершают фантастические путешествия на волшебные планеты Сардауков, Льдореанцев, Линзигенов. Полученные знания дети отражают в рисунках, поделках из различных материалов, в создании макетов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
«Увидев Солнце, звезды и нашу планету, становишься более жизнелюбивым, более мягким, начинаешь трепетнее относиться ко всему живому, быть добрее, терпимее к окружающим людям. Во всяком случае, со мной произошло именно так». В.П.Савиных
6. Театральная студия, в которой собраны все виды театров, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста, изготовлены различные ширмы, сделан подиум.
7. Групповые помещения, оформление и оборудование которых тщательно продумывались педагогами. Во всех группах заменили мебель, внесли в интерьер современный вид, отвечающий требованиям комфортности, гигиены, эстетики.
При создании макросреды особое внимание было уделено оформлению лестничных клеток и вестибюлей. Каждая из этих рекреаций также несет свою функциональную значимость. На зеленой лестнице расположены картины кировских художников, на которых изображены сезонные изменения, происходящие в природе вятского края.
Розовая лестница - визитная карточка детского дома. Здесь в фотоматериалах отражены жизнь детей и сотрудников детского дома, разнообразие детской деятельности.
Важным компонентом макросреды является методический кабинет, оснащение и оборудование которого так же было модернизировано.
В последние годы уделяем большое внимание внедрению в учебно-воспитательный процесс информационных технологий. Детский дом имеет свой сайт в Интернете, материалы которого постоянно обновляются. 40% педагогов прошли курсы по информационным технологиям и успешно применяют их в своей работе. Поэтому приобрели дополнительно компьютер, лазерный принтер, ноутбук, мультимедийный проектор.
Использование компьютера в работе с детьми не ограничено. Он служит источником новых знаний, разнообразной информации, средством развития познавательных и творческих способностей, надежным помощником педагога в решении многих проблем.
В этом учебном году впервые организовали работу факультатива «Компьютерные игры», цель которого: дать детям первичные представления о компьютере и его возможностях, научить выполнять простейшие операции.
В работе факультатива приняли участие 7 детей старшей и подготовительной групп. Итогом стало создание видеоролика по сказке «Так и не позавтракал», которую дети сочинили, иллюстрировали и драматизировали на других занятиях.
Все объекты макросреды выполняют заложенные в них образовательные, реабилитационные и воспитательные функции, способствуют социализации воспитанников.
Следующим шагом на пути создания предметно-развивающей среды будет организация и оснащение микросреды групп.
Есть прекрасные слова Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Коллектив сотрудников создает все условия для того, чтобы дети чувствовали себя счастливыми, здоровыми и успешными.
Описание материально-технической базы Спасо-Талицкого детского дома
Спасо-Талицкий детский дом соответствует требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:
- к зданию, помещениям;
- к водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции;
- к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию;
- к естественному и искусственному освещению помещений;
- к санитарному состоянию и содержанию помещений;
- к оснащению помещений для качественного питания детей.
Спасо-Талицкий детский дом соответствует требованиям пожарной безопасности.
Помещение для работы медицинского персонала оснащено в соответствии с требованиями, предъявляемым к данным помещениям. Детский дом имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (№42-01-000744 от 09.09.2010г.)
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ДОМА
Условно развивающую предметно-пространственную среду детского дома можно разделить на макросреду и микросреду.
МАКРОСРЕДА ВКЛЮЧАЕТ:
Физкультурно-оздоровительный блок |
Психологический блок |
Социально-педагогический блок |
1. Медицинский кабинет |
1. Кабинет психолога |
1. Методический кабинет |
2. Процедурный кабинет |
2. Сенсорная комната |
2. Музыкальный зал |
3. Изолятор |
3. Зимний сад |
3. Компьютерно-игровой комплекс |
4. Баня-сауна |
|
4. Кабинет коррекционной педагогики |
5. Тренажерный зал |
|
5. Кабинет социально-бытовой ориентации |
6. Спортивно-игровая площадка |
|
6. Лего-класс |
7.Оборудованные игровые участки для каждой группы |
|
7. Краеведческий музей |
|
|
8. Теплица |
|
|
9. Плодово-ягодный сад, цветник |
МИКРОСРЕДА ВКЛЮЧАЕТ:
Оборудованные в каждой группе следующие центры и уголки:
1.Книжный уголок.
2.Центр исследовательской деятельности.
3.Центр психологической помощи.
4.Физкультурный уголок.
5. Уголок дежурных.
6.Центр экологического и трудового воспитания.
7.Центр игровой деятельности.
8.Учебная зона.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
- mon.gov.ru - Министерство образования и науки Российской Федерации
- fcior.edu.ru, eor.edu.ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
- vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- uznai-prezidenta.ru - Детский сайт Президента Российской Федерации
- school-collection.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- ege.43edu.ru – Центр оценки качества образования Кировской области
- talantoha.ru - Сайт конкурсов для детей и педагогов
- pedrazvitie.ru - ВСЕРОССИЙСКОЕ ИЗДАНИЕ "ПЕДРАЗВИТИЕ"
- portalobrazovaniya.ru - портал "Образование"
- www.maam.ru - портал для воспитателей