Статья Кузьмина Наталья Викторовна.
01.11.2021, 11:34

Чем занимается учитель-дефектолог?

 

Учитель-дефектолог работает с детьми дошкольниками с ОВЗ.

С детьми я работаю фронтально, c подгруппой и  индивидуально.  

  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

(все возрастные группы)

Основная задача познавательного развития детей с ОВЗ – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи  обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, речь, представления.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенок знакомится  с основами безопасности жизни, экологическими знаниями.

 

              Подгрупповые занятия с детьми провожу по блокам:

  • Развитие элементарных математических представлений

(все возрастные группы)

При отборе содержания и методов обучения математике учитываю возрастные особенности и особенности психического развития ребенка. На каждом возрастном этапе с детьми провожу работу по следующим направлениям:

- величина

- форма

- цвет

- количество и счет

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени.

  • Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи

(подготовительная группа)

Занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия направлены: на

формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.

В процессе занятий по развитию речи обязательно решаю следующие задачи:     расширение и систематизация словаря, обучение построению высказывания, совершенствование грамматического строя, построение предложения, составление рассказов и т. д. 

  • Подготовка к обучению грамоте 

(подготовительная к школе группа)

Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ОВЗ являются: развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; ознакомление с печатными буквами  и соотнесение звука и буквы; последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; практическое деление слов на слоги; термины: слово, предложение.

  • Сенсомоторное развитие (средняя группа).

Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.

На занятиях решаю  задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:

- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);

- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).

 

В структуру  каждого занятия  включаю игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и предупреждение зрительного переутомления.

 

Фронтальная, подгрупповая работа с детьми обеспечивает такие условия развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

При поступлении детей в коррекционную группу я  провожу диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:

  • 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

На данном этапе определяю и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираю  анамнестические сведения о развитии ребенка. Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют мне подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

  • 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. В программу вношу  коррективы, также дополняю  сведения, полученные в начале учебного года.
  • 3-ий этап (две недели мая): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляю прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.

  По результатам анализа диагностического обследования детей составляю план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.

Основное внимание, прежде всего, уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях  стараюсь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.

           Помимо фронтальных подгрупповых занятий я  ежедневно провожу индивидуальную работу с детьми. На индивидуальных занятиях  по средствам специально отобранных методов и приемов развиваю основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение:

- стимулирую развитие учебной мотивации и познавательной активности;

- совершенствую двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;

- закрепляю основные понятия, изученные на подгрупповых занятиях, усвоенных ребенком не в достаточной степени;

- закрепляю основные понятия по ранее изученным темам.

На коррекционно-развивающих занятиях использую  разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

Необходимо также отметить, что я работаю в тесном контакте с воспитателями, психологом, физкультурным руководителем, медицинской сестрой .

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Мне, как учителю-дефектологу, важно сформировать «предпосылки» мышления, память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе. 

Категория: Методический материал | Добавил: spastalicadd
Просмотров: 115 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar