01.11.2021, 11:34 | |
Чем занимается учитель-дефектолог?
Учитель-дефектолог работает с детьми дошкольниками с ОВЗ. С детьми я работаю фронтально, c подгруппой и индивидуально.
(все возрастные группы) Основная задача познавательного развития детей с ОВЗ – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, речь, представления. Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенок знакомится с основами безопасности жизни, экологическими знаниями.
Подгрупповые занятия с детьми провожу по блокам:
(все возрастные группы) При отборе содержания и методов обучения математике учитываю возрастные особенности и особенности психического развития ребенка. На каждом возрастном этапе с детьми провожу работу по следующим направлениям: - величина - форма - цвет - количество и счет - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени.
(подготовительная группа) Занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия направлены: на формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных. В процессе занятий по развитию речи обязательно решаю следующие задачи: расширение и систематизация словаря, обучение построению высказывания, совершенствование грамматического строя, построение предложения, составление рассказов и т. д.
(подготовительная к школе группа) Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ОВЗ являются: развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; ознакомление с печатными буквами и соотнесение звука и буквы; последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; практическое деление слов на слоги; термины: слово, предложение.
Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию. На занятиях решаю задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев. Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие: - зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия); - слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).
В структуру каждого занятия включаю игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и предупреждение зрительного переутомления.
Фронтальная, подгрупповая работа с детьми обеспечивает такие условия развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника. При поступлении детей в коррекционную группу я провожу диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:
На данном этапе определяю и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираю анамнестические сведения о развитии ребенка. Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют мне подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
По результатам анализа диагностического обследования детей составляю план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год. Основное внимание, прежде всего, уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях стараюсь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи. Помимо фронтальных подгрупповых занятий я ежедневно провожу индивидуальную работу с детьми. На индивидуальных занятиях по средствам специально отобранных методов и приемов развиваю основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение: - стимулирую развитие учебной мотивации и познавательной активности; - совершенствую двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков; - закрепляю основные понятия, изученные на подгрупповых занятиях, усвоенных ребенком не в достаточной степени; - закрепляю основные понятия по ранее изученным темам. На коррекционно-развивающих занятиях использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Необходимо также отметить, что я работаю в тесном контакте с воспитателями, психологом, физкультурным руководителем, медицинской сестрой . Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Мне, как учителю-дефектологу, важно сформировать «предпосылки» мышления, память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе. | |
Просмотров: 119 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |