Практикум по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников.

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. «Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние», - писал И. Ю. Кондратенко.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при нарушениях речи, её просодической стороны. Речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

Для того, чтобы сделать речь дошкольника живой и привлекательной, давайте разберёмся, что такое «интонация» и «интонационная выразительность». Эмоциональное отношение говорящего к содержанию того, о чём он говорит – это интонация. Значит, для того, чтобы в речи ребёнка появилась какая-либо интонация, он сам должен не просто понимать то, о чём говорит, но и сопереживать тому, о чём повествует. А вот интонационная выразительность заключает в себя приёмы для передачи эмоционального содержания речи. Приёмов этих немало.

1. Каждому человеку свойственен определённый темп речи. Сохраняя его, можно менять темп произнесения отдельных слов или фраз, что привнесёт в повествование живость и образность. Такое осознанное ускорение или замедление слов и фраз в зависимости от содержания высказывания является приёмом ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПА. При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа.

Игры на изменение темпа речи.

«Мышка и черепаха».

Уточните с детьми, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложите «пробежать» пальчиками по столу быстро-быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложите прошлёпать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова «шлёп, шлёп, шлёп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.

«Поехали, поехали».

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».

Проговаривание скороговорок с отрабатываемым звуком то быстро, то медленно. Отхлопывание ритмического рисунка слов, делая акцент на ударные слоги.

Например: «Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку».

2. Следующий приём - это изменение громкости звучания речи, т.е. СИЛЫ ГОЛОСА. Однако такое изменение должно быть осознанным и зависит от содержания высказывания.

Игры, упражнения на изменение силы голоса.

Произнесение гласных звуков и их сочетаний.

1. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных звуков: а-а-а-а-а, у-у-у-у-у.

2. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из 2-3 звуков: ау, ои, ауи.

3. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале гласных звуков и сочетаний из 2-3 гласных звуков: беззвучная артикуляция – у, ау, ауи; шёпотное произнесение – у, ау, ауи; тихое произнесение – у, ау, ауи; громкое произнесение – у, ау, ауи.

4. Увеличение силы голоса: аааААА.

5. Уменьшение силы голоса: АААааа.

6. Чередование силы голоса. Упражнение «Ухабы»: УУУуууУУУ, оооОООооо.

«Лягушка и лягушата».

Взрослый будет «лягушкой», дети – «лягушатами». Скажите детям, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата – тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» - «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать «диалог»  собаки и щенят, кошки и котят и т.д.

«Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, поднимают и опускают кисти рук так, чтобы пальцы касались стола. Одновременно проговаривают слова четверостишия, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук- стук – стук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (шёпотом),

Ударяй сильнее: стук – стук – стук (нарастающая громкость),

И тогда услышишь громкий звук (очень громко).

3. Изменение высоты голоса добавляет речи певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.

Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:

"Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты". После паузы можно спросить у детей: "Почему вы мне ничего не ответили?" Предположительный ответ детей: "Вы нас не спрашивали!" - "Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?" - "Да, конечно!" - "Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?" Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки». Эффективным является приём дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.

При работе со старшими дошкольниками можно ввести термины: «голос повышается», «голос понижается» и графическое изображение движений.

Игры, упражнения на овладение мелодикой.

Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз): понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из 2-3 гласных звуков, слогов.

Задание: произнести слоги и предложения с повышением тона:

Ай-ай-ай – рано утром ты вставай.

Ой-ой-ой – будем песню петь с тобой.

Эй-эй-эй – мы поём, как соловей.

Ой-ой-ой – хорошо нам петь с тобой.

Разыгрывание сказок («Три медведя», «Маша и медведь» и др.)

4. Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы). К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

Есть 4 способа выделить слово:

1. Более замедленным произношением.

2. Усилением голоса.

3. Изменением высоты голоса.

4. Паузой перед словом (а иногда и после него).

Часто в речи используется не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

В большинстве случаев слово во фразе не столько ударяется, сколько именно выделяется.

Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку фразы или текста.

Например, педагог произносит фразу и организует её анализ: «Воробьи (громко) клюют крошки».

- Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют крошки.

- Послушайте, как я скажу теперь: «Воробьи клюют (тихо) крошки». Что я уточнила о воробьях? (Что они клюют, а не летают или сидят). Как я произнесла важное слово?

- Послушайте еще раз: «Воробьи клюют крошки (растянуто)». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются крошками, а не зерном, рябиной.) Как я выделила важное слово?

При затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Задание для педагогов: выделить в предложениях поочерёдно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

Девочка играет в саду с куклой.

(Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой.

(Не просто унесла ее туда.)

Девочка играет в саду с куклой.

(А не в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой.

(А не с другой игрушкой.)

5. Изменение ТЕМБРА речи отражает её экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, весёлый, мрачный тембр и т.д.)

Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу".

Задание: произнести фразу «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, испуг, грусть и др.) Остальные по голосу определяют, какие чувства испытывает человек, отвечая на вопрос: «Кто боится прививки?»

       Таким образом, работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно: сначала формировать навыки восприятия интонационных компонентов речи (мелодики, темпа, ритма, тембра, логического ударения), затем - навыки ее использования в собственной речи.

 

И не забывать:

1. Проводить элементарные упражнения артикуляционной гимнастики для устранения вялости губ, малоподвижности языка, скованности в движениях нижней челюсти.

2. Выполнять релаксационные упражнения, чтобы дети учились придавать телу удобную и свободную позу, снимая излишнее напряжение перед началом речи.

3. Следить за тем, чтобы ребёнок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, во время произнесения фраз делал осмысленные паузы, так как правильное речевое дыхание создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

4. Дополнять НОД элементами логоритмики, включающими упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с нарушениями речи, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.
5. Заботиться о выразительной стороне своей речи, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и тон, и манеру говорить. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают его, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. В этом смысле речь взрослого для ребенка – образец принятого употреблении языковых средств.

Таким образом, формирование интонационной выразительности речи у детей требует как от детей, так и от педагогов большой выдержки, терпения и выполнения умело предъявляемых требований.

Спасибо за внимание!

Категория: В помощь педагогам | Добавил: spastalicadd (08.02.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar