Деловая игра для педагогов «Педагогический экспресс» - Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области речевого развития дошкольников, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. Я приглашаю Вас на деловую игру, которая называется «Педагогический экспресс». А также нужно выбрать эксперта, которые будет следить за правильностью выполнения заданий. За каждый правильный ответ даются фишки. В конце игры эксперт подведёт итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников. Первое задание «Теоретическое: вопрос-ответ». 1. Как называется творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи. (Развитие речи.) 2. Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (Обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте; ознакомление с художественной литературой) 3. Назовите основные формы речи. (Диалогическая и монологическая.) 4. Разговор двоих или нескольких лиц на тему, связанную с какой – либо ситуацией. Что это? (Диалог.) 5. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения.) 6. Речь одного собеседника, обращённая к слушателям. Что это? (Монолог.) 7. Что из перечисленного не относится к типу монолога? (Описание, беседа, рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя.) 8. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (Повествование, описание, рассуждение) 9. Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя - диалогическая, монологическая, письменная.) 10. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога.) 11. Как называется вид текста, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (Описание.) 12. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа.) 13. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (Образец воспитателя.) Второе задание «Педагогическое: решение задач». - Как взрослый должен повторять слова ребенка: как он произносит или как надо взрослому? (Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.) - Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную? Автономная речь — когда употребляются облегченные слова: ав-ав, искаженные слова: моко (молоко), придуманные ребенком: топа-топа (пошёл). (Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ». Т.е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.) Третье задание «Практическое: что бы это значило?» Предлагается отгадать фразы из детского словотворчества и дать свой вариант ответа. 1.«Я вся такая пахлая. Я вся такая духлая…» (Девочка воспользовалась духами.) 2. «Чем вата ниже, тем капота ближе. (Чем тучи ниже, тем дождик ближе.) 3. Прогульщики пошли травку причесывать. (Пошли гулять и собирать листву с травы.) 4 «Моя сестра насупилась, напирожилась и села за учило». (Наелась супа, пирожных и села за учебник.) 5. «Ползуки и букарашки тоже должны жить». (Червяки и букашки тоже должны жить.) Четвёртое задание «Накопительное». - Представить пособие по речевому развитию детей и кратко рассказать о том, где и как оно может быть использовано. - Вспомнить и назвать дидактические игры (упражнения), способствующие речевому развитию детей. И последнее пятое задание «Психологическое». - Психологи считают, что люди составляют мнение о нас по четырем основным критериям: 1) Что мы делаем; 2) Как мы выглядим; 3) Что мы говорим; 4) Как мы говорим. Исходя из этого, получается, что 25% впечатления о нас сложится из того, как мы говорим. Вспомните наиболее распространенные ошибки, которые встречаются в нашей речи. … Очень портят нашу речь слова-паразиты, которыми пестрит наша речь. Вспомните эти слова паразиты. Почему они появляются и для чего? (От волнения, бедность словаря, чтобы привлечь внимание). Как же избавляться от этих слов? (Следить за своей речью, придумать замены этим словам.) Таким образом, мы развиваем внимание к собственной речи, контроль и самоконтроль. - И в конце хотелось бы назвать три золотых правила языка: 1. Думай, что говоришь. 2. Не говори того, чего не думаешь. 3. Не всё, что думаешь, говори.
Приложение Педагогический словарь Развитие речи детей дошкольного возраста Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи. Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации). Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений). Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией. Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям. Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события. Рассказ–описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему. Рассказ–повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Артикуляция – положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть). Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Речевой слух – способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию. Чтение воспитателя – дословная передача текста. Рассказывание воспитателя - более свободная передача текста (допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.) Беседа по произведению – комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения. Театрализация художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) – разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал, рассказал воспитатель. Игра-драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, или свободный пересказ текста (сюжетно – ролевая игра). Театрализованное представление – представление, в котором участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, при этом использующие театральные атрибуты (костюмы, декорации, куклы, игрушки и т. д.) | |
| |
Просмотров: 338 | |
Всего комментариев: 0 | |