Мастер-класс «Играя, учимся говорить красиво»

Мастер-класс «Играя, учимся говорить красиво»

                                                                                         Прекрасна речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней,  чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Способность владеть языком и речью необычайно значимо для нормального вхождения ребёнка в общество. Наиболее точную информацию о состоянии речи даёт анализ речевых ошибок.  Однако появляется не менее важная, чем констатация ошибок, проблема их устранения. И здесь главная роль отводится, несомненно, учителю-логопеду. На мой взгляд, не менее значительную роль играет микросоциальное окружение ребёнка. Ведь если взрослые будут разговаривать с ним на искажённом языке, то у него будет такое же искажённое восприятие, и вполне возможно, что он начнёт так же вам отвечать.  Таким образом, чтобы научиться говорить красиво, нужно приложить старание, а именно: контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.

Уважаемые коллеги, я предлагаю через игру проверить вас на знание родного языка.

Правила игры следующие:

  • работать дружно, согласованно;
  • соблюдать порядок и тишину;
  • уметь слушать другого;
  • выслушивать задание до конца;
  • отвечать громко, но не хором.

Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?

Выслушиваются ответы коллег

Итак, «говорить красиво» - это значит:

  • чётко произносить звуки, правильно ставить ударения;
  • использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения …);
  • оформлять предложения грамматически правильно;
  • добиваться эмоциональной выразительности речи.

Участникам мастер-класса предлагается послушать отрывок из сказки, записанный на диктофон, и проанализировать, хорошо ли она рассказана. Примерные отзывы: речь неэмоциональна, монотонна, допущены аграмматизмы, присутствовала неправильная постановка ударения, отсутствовали прилагательные.

Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.

«Выберите слово, где правильно поставлено ударение»

звОнит – звонИт;

квАртал – квартАл;

красивЕе – красИвее;

килОметр – киломЕтр;

тортЫ – тОрты;

сантИметр – сантимЕтр;

шприцЫ – шпрИцы;

катАлог – каталОг;

нет шарфА – нет шАрфа;

мОзги – мозгИ.

Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Как можно по-другому назвать врача, чтобы, например, в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь.)

«Назовите по-другому»

Цель: учить подбирать слова-синонимы.

Шофёр – водитель.

Швея – портниха, модистка.

Красивый – замечательный, чудесный, привлекательный.

Добрый – заботливый, милосердный, чуткий …

Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или: «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).  Также характерной лексической ошибкой является замена названий признаков (вместо «высокий, широкий, длинный» - «большой»)

«Скажите наоборот»

Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Высокий – низкий.

Добро – зло.

Широкий – узкий.

Горе – радость.

Мягкий – твёрдый.

Длинный – короткий.

Продавать – покупать.

Прямой – кривой.

Шершавый – гладкий.

«Придумай сравнение»

Послушайте 2 предложения и скажите, какое более красивое:

«Белка смотрит на нас чёрными глазами».

«Белка смотрит на нас чёрными, как спелая смородина, глазами».

Выслушиваются ответы.

Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение.

Выполните, пожалуйста, задания.

  • С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»? (С белым одеялом, покрывалом, периной …)
  • С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»? (С парашютиками.)

Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый  как заяц; ползёт, как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают её образной, неповторимой.  Сравните: умелые руки – золотые руки, смелое сердце – львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих  оборотов.

«Вставьте нужное слово и объясните значение фразеологизма»

  • Не в бровь, а в глаз. (Точно.)
  • Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
  • Зарубить себе на носу. (Запомнить.)
  • Зимой не выпросишь снега. (Жадный.)

«Исправьте ошибку»

  • Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.
  • Она за словом в портфель (карман)  не лезет.
  • У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.

Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем; я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши и скажите правильно.

«Будьте внимательны»

  • ЛучистОЕ солнышко.
  • КраснАЯ платье (красное).
  • Пять ведров (вёдер).
  • Пять медвежат.
  • МокрЫЙ полотенце (мокрое).

Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте записанную чистоговорку: «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задание – рассказать чистоговорку:

  • медленно – быстро;
  • громко – тихо;
  • вопросительно – утвердительно;
  • грустно – радостно.

Итак, надеюсь, что мастер-класс помог вам повысить теоретический уровень знаний родного языка. Если «да», то потопайте, если «не очень» - похлопайте. 

Те игры и упражнения, в которые мы поиграли, можно использовать и в работе с детьми, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.

Категория: В помощь педагогам | Добавил: spastalicadd (08.02.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar