Мастер-класс «Играя, учимся говорить красиво» Прекрасна речь, когда она как ручеёк Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: О! Как же ты красива! Е. Щукина Способность владеть языком и речью необычайно значимо для нормального вхождения ребёнка в общество. Наиболее точную информацию о состоянии речи даёт анализ речевых ошибок. Однако появляется не менее важная, чем констатация ошибок, проблема их устранения. И здесь главная роль отводится, несомненно, учителю-логопеду. На мой взгляд, не менее значительную роль играет микросоциальное окружение ребёнка. Ведь если взрослые будут разговаривать с ним на искажённом языке, то у него будет такое же искажённое восприятие, и вполне возможно, что он начнёт так же вам отвечать. Таким образом, чтобы научиться говорить красиво, нужно приложить старание, а именно: контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
Уважаемые коллеги, я предлагаю через игру проверить вас на знание родного языка. Правила игры следующие:
Как вы понимаете фразу «говорить красиво»? Выслушиваются ответы коллег Итак, «говорить красиво» - это значит:
Участникам мастер-класса предлагается послушать отрывок из сказки, записанный на диктофон, и проанализировать, хорошо ли она рассказана. Примерные отзывы: речь неэмоциональна, монотонна, допущены аграмматизмы, присутствовала неправильная постановка ударения, отсутствовали прилагательные. Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения. «Выберите слово, где правильно поставлено ударение» звОнит – звонИт; квАртал – квартАл; красивЕе – красИвее; килОметр – киломЕтр; тортЫ – тОрты; сантИметр – сантимЕтр; шприцЫ – шпрИцы; катАлог – каталОг; нет шарфА – нет шАрфа; мОзги – мозгИ. Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Как можно по-другому назвать врача, чтобы, например, в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь.) «Назовите по-другому» Цель: учить подбирать слова-синонимы. Шофёр – водитель. Швея – портниха, модистка. Красивый – замечательный, чудесный, привлекательный. Добрый – заботливый, милосердный, чуткий … Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или: «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая). Также характерной лексической ошибкой является замена названий признаков (вместо «высокий, широкий, длинный» - «большой») «Скажите наоборот» Цель: учить использовать в речи слова-антонимы. Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот. Высокий – низкий. Добро – зло. Широкий – узкий. Горе – радость. Мягкий – твёрдый. Длинный – короткий. Продавать – покупать. Прямой – кривой. Шершавый – гладкий. «Придумай сравнение» Послушайте 2 предложения и скажите, какое более красивое: «Белка смотрит на нас чёрными глазами». «Белка смотрит на нас чёрными, как спелая смородина, глазами». Выслушиваются ответы. Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста, задания.
Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый как заяц; ползёт, как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают её образной, неповторимой. Сравните: умелые руки – золотые руки, смелое сердце – львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов. «Вставьте нужное слово и объясните значение фразеологизма»
«Исправьте ошибку»
Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем; я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши и скажите правильно. «Будьте внимательны»
Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте записанную чистоговорку: «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задание – рассказать чистоговорку:
Итак, надеюсь, что мастер-класс помог вам повысить теоретический уровень знаний родного языка. Если «да», то потопайте, если «не очень» - похлопайте. Те игры и упражнения, в которые мы поиграли, можно использовать и в работе с детьми, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие. | |
| |
Просмотров: 270 | |
Всего комментариев: 0 | |