Консультация «Природа - незаменимый источник органов чувств»

Консультация

«Природа - незаменимый источник органов чувств»

Жить это значит, пользоваться нашими органами. Всеми частями нас самих, дающими нам чувства нашего существования. Не тот человек всех больше жил, который насчитывает наибольшее число лет, а тот, который всех больше чувствовал жизнь.

                                                                                             Ж.Ж. Руссо

С раннего детства много внимания надо уделять развитию
ощущений и восприятию ребёнка. Первое   ощущение детей часто
эффектны,  они  замечают только удовольствия  и  страдания.  В
начале жизни, когда память и воображение ещё бездействуют,
ребёнок внимателен только к тому, что непосредственно задевает
его чувства, так как ощущения представляют первый материал его
познания.
                                                                                                              

Для     развития     органов     чувств     можно     вступить     в
сотрудничество     с    природой,  так    как    развитие     ребёнка
осуществляется по средствам освоения им окружающего мира. И
главным инструментом в этой работе являются его собственные и
чувства. Чем скорее и лучше выучится ребёнок управлять своими
органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие.
           

Человек появляется на свет с уже вполне сформированными
органами чувств, но ещё не способными к активному
функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями
ему ещё предстоит научиться. Чем совершеннее развиты органы
внешних чувств ребенка, тем больше представлений воспринимает
его ум, а это дает возможность в последствии приобрести и
наибольшее количество понятий, быть способным приходить к
самостоятельным заключениям и выводам.
                                                       

Осязание.                                                                                                       

Развивать  тактильные  ощущения  поможет  игра  «что  лежит  в
мешочке». Ребенок,  ощупывая предмет, определяет его форму,  и
величину,   его   свойства  и   особенности.   Из   какого   материала
изготовлен предмет.
                                                                                            

Сухой или мокрый,  если это кусочек ткани.  И пусть ребёнок  
расскажет о своих ощущениях, а затем зарисует.
     

Не меньшее значение для развития тактильных ощущений имеют ощущения, основанные на прикосновении босых ног к разным поверхностям:   фланели,   клеёнке,   гальке,   песку.   Предложите ребёнку рассказать, что нащупали его босые ноги, летом бегая

босиком по траве, земле, камушкам, песку.

 Дети любят сортировать  косточки,  крупы по  форме, размеру.

Предложите сделать это завязанными глазами. Пинцет, которым ребёнок пытается ухватить шишку, тренирует  мускулатуру руки.

Камешки, ракушки имеют удивительную форму. Закроем глаза и почувствуем то, что не всегда можно увидеть глазами.  (Пусть ребёнок  опишет свои чувства).

Сравнить закрытыми глазами с помощью рук веточки хвойных деревьев: ель, сосна, пихта, верес и описать свои ощущения - это и  массаж рук.

- сырая земля может быть мягкой и твёрдой, тёплой   или холодной.

  • из глины можно лепить, а песок сыплется.
  • ручная работа пипеткой поможет пронаблюдать, как капает вода,  

-  игра в тёмном помещении «по хлопку определить велико или мало пространство» помогает преодолеть множество страхов.

Зрение.

Тренируя зрение, обращайте внимание ребёнка на мельчайшие
детали. Гуляя на улице, рассмотрите, что находится у вас под
ногами   -   земля   в   ней   жучки,   червячки,   палочки,   комочки,
камушки..., снег он состоит из крошечных снежинок или крупинок
совершенно разных. в коре деревьев можно увидеть сказочные лабиринты.

  • любуясь цветком, листком, травинкой обратите внимание на цвет, форму,    а    собранные    шишки,    листочки,    камушки    можно раскладывать по цвету и узнать множество оттенков.

-пересыпая песок, можно рассмотреть мельчайшие крупинки через лупу.   

-можно смотреть по-разному на один объект (на пример комнатный цветок): через стекло, банку с водой, целлофан, цветное стекло и воду, с разного расстояния. Предложите    рассказать, зарисовать увиденное.

-  нужно учить познавать пространство и сравнивать его части
научиться на глаз определять расстояние игра «Шагомер».

 

Слух.

Первую роль для, развития слуха, играет умение прислушиваться к шумам и звукам природы, звукам и голосам животных, музыкальным инструментам, а также к шумам различных предметов.

Надо заставлять ребёнка прислушиваться, когда гремит гром, воет и свистит ветер, лает собака, мяукает кошка, жужжит муха, к шуму проезжающей машины, к стуку колёс поезда.

Пусть прислушивается, как бежит вода из крана, переливая воду из одной баночки в другую.

Гуляя по лесу слушать голоса птиц, шелест листвы на деревьях, треск дров в костре, шуршание листьев под ногами, скрип снега.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые пузырьки с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать тот факт, что он услышал. Большое влияние оказывает на ребёнка музыка, она передаёт свое движение, свою энергетику. Приглушите свет, включите лампу или зажгите свечку, пусть ребёнок вслушается в звуки музыки.

  • Классическая музыка способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов.
  • звуки природы оказывают успокаивающее действие. Упражнение слуха, служит одновременно и упражнением внима­ния. Замечено, что невнимательные, поверхностные и чересчур, рассеянные дети не редко и плохо слышат.

Вкус.

Язык - важный орган человека, который может позволить не только различать вкус, однако и ощущать физические особенности: твердое или мягкое, горячее или холодное и т.п. Обсудите с ребенком приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуя корешки, семена, фрукты, овощи, растения, зерновые, орехи.

  • Игра «Угадай на вкус» Пригласите своего малыша совершить вкусное путешествие. Попросите его закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь малыш нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.
  • Игра «чаепитие» - предложите детям попробовать чай или воду с разными вкусами: сахар, мёд, соль, лимонный сок и т. д. а затем угадать, что добавлено в чай.

Рецепторы языка: кончик - горькое; бока - солёное; средина -сладкое.

Обоняние

Поговорите с ребенком о том факте, на сколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку это запах дождя, леса, аромат цветов, свежескошенного сена, пряных трав.

Игра "Что нам подскажет запах?". В пустые пузырьки с темным стеклом поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т.д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Малыш должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию малыша, но и откроете для себя непосредственное многообразие окружающего мира.

Категория: В помощь педагогам | Добавил: spastalicadd (07.05.2020)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar