Комплексный подход в логопедической работе

Хотела бы до вас донести информацию о речи и её значении, причинах речевых нарушений, роли учителя-логопеда и педагогов, нашей совместной работе.

1. Сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи.

Речь – сложная психическая функция. Не являясь врождённой способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Грамотная речь ребёнка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе.

Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а, следовательно, его личность в целом.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи?

Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что после 3 лет речь ребёнка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления.

Также полноценно развитая речь возможна только при хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление.

2. Общая картина речевых нарушений и, как следствие, ошибки в чтении     и на письме.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает маленький ребёнок, нас это не волнует, а умиляет. Когда же плохо говорит будущий первоклассник, а именно: ребёнок ограниченно пользуется общеупотребительным словарём, допускает аграмматизмы, не способен построить полноценную фразу, порой искажает слова до неузнаваемости, и в результате не может пользоваться речью как средством общения в полной мере, - всё это и составляет сущность ОНР. И это уже серьёзная причина для беспокойства, т.к. недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих собственных силах с дальнейшими негативными последствиями, а также отразиться на процессе чтения и письма.

3. Основные факторы, которые могли стать причиной нарушений речи и      речевых задержек.

В чём же причина нарушения речи? А причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – уж они-то бьют по ребёнку без промаха ещё до появления на свет.

Нарушения речевого развития часто возникают при различных психических факторах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и пр.)

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве артикуляционной моторики. Часто встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, патологическим расположением аденоидов, искривлением носовых ходов и др.

Обращённая к ребёнку неправильная речь взрослых также вредна для его речевого развития. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит.

Таким образом, чем тяжелее патология, тем ниже уровень речевого развития детей.

4. Информация о роли учителя-логопеда.

Безусловно, основная роль в исправлении речи принадлежит учителю-логопеду. И этот процесс бывает длительным и непростым.

Сроки логопедической коррекционно-развивающей работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

1. Работа по исправлению звуков.

2. Систематические упражнения по усвоению слоговой структуры слов, формированию фонематических представлений, обогащению словаря, развитию грамматически правильной и связной речи на базе отрабатываемых звуков.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-ый этап – подготовительный (специальные артикуляционные упражнения);

2-ой этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приёмов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребёнок продолжительно произносит звуки правильно и чётко.

Нередко нарушение звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных и кропотливых занятий, прежде чем ребёнок привыкаем к новым звукам с правильной артикуляцией.

Причины, замедляющие автоматизацию звука, можно разделить на две большие группы:

  1. «технические», которые связаны с трудностями предшествующей постановки звука или нерегулярным посещением ребёнком логопедических занятий;
  2. психологические, включающие особенности личности ребёнка, уровень его зрелости, наличие мотивации, сопутствующие нарушения (СДВГ, ЗПР), а также отношение окружающих к речевым трудностям ребёнка.

Ещё хотелось бы остановиться на очень важном моменте. В силу того что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому, так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения.

Как отмечает Н.В. Нижегородцева, формирование навыка самоконтроля происходит только в процессе обучения (при начальной работе это, конечно, сопровождающий контроль со стороны педагогов, только потом самостоятельный).

Без вашего участия, поддержки результат работы может быть минимальным. В результате пострадает ребёнок.

5. Информация о роли педагогов, их поддержке и помощи.

Также для полноценной коррекции звукопроизношения важно проводить работу по формированию психофизиологической базы речи.

Поэтому, необходимо в своей работе использовать разнообразные методы и средства развития речевых возможностей ребёнка. Таковыми являются: дыхательная и артикуляционная гимнастика, самомассаж периферического речевого аппарата и многое другое. Расскажу о некоторых из них.

Дыхательная гимнастика стимулирует работу мозга, формирует правильное речевое дыхание, что обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Рекомендации к проведению дыхательной гимнастики:

  • Заниматься нужно до еды в хорошо проветренном помещении.
  • Упражнения могут выполняться в исходном положении сидя, стоя или     лёжа.
  • Следить за правильным выполнением упражнений.
  • Дыхательные упражнения ограничивать по времени. Они не должны     длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений).
  • Добиваться качественного выполнения упражнений.

Более подробно о формировании правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи я вам уже рассказывала на методическом дне.

Самомассаж периферического речевого аппарата (губ, щёк и т.д.) способствует снятию мышечного напряжения, оптимизирует мышечный тонус, что положительно сказывается на нормализации произносительной стороны речи (звукопроизношение, голосообразование и речевое дыхание).

Рекомендации к проведению самомассажа:

  • Дети выполняют массаж самостоятельно, вначале перед зеркалом, а затем и без него, когда все приемы будут выполняться правильно без зрительного контроля.
  • Перед выполнением самомассажа лицо и руки должны быть чистыми.
  • Перед выполнением самомассажа нужно принять удобную расслабленную позу (сидя или лёжа).
  • Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе, комментируя его соответствующим текстом.
  • Текст нужно читать медленно.
  • Все упражнения должны выполняться естественно, без напряжения, точно и плавно.
  • Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая в любые режимные моменты (после утренней гимнастики, дневного сна, предваряя или завершая артикуляционную гимнастику).
  • Длительность одного сеанса массажа 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

Более подробно об использовании приёмов самомассажа расскажу на следующем методическом дне.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику для правильного произнесения (постановки) звуков. Консультация по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» была проведена. Поэтому, подробно рассказывать не буду, а лишь напомню рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

  • На одном занятии следует давать 2-3 упражнения, а к последующим переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Чтобы у ребёнка выработалось устойчивое, чёткое положение губ, языка, некоторые упражнения нужно выполнять под счёт, который ведёт взрослый.
  • При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому материалу.
  • Упражнения следует выполнять поэтапно.
  • Инструкции нужно давать дробно.
  • Упражнения сначала необходимо выполнять перед зеркалом, поскольку ребёнку необходим зрительный контроль.
  • Упражнения нужно выполнять сидя, чтобы ребёнок видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.

Таким образом, необходимо принимать активное участие в устранении речевых нарушений у детей и относиться к данному процессу с большей ответственностью.

 

Категория: В помощь педагогам | Добавил: spastalicadd (08.02.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar