Звуковой язык возник около 30-50 тысяч лет назад. С тех пор словесный язык, или вербальная система коммуникации, - основное средство общения в человеческом обществе. Столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов. Некоторые учёные считают, что жестовый язык предшествовал звуковому, т.е. люди общались жестами раньше, чем научились разговаривать. В толковом словаре русского языка слово жест определяется как движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. Актуальность разработанного и систематизированного материала по жестовым приёмам: - увеличение количества детей с тяжёлыми нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы; - трудности усвоения программного материала детьми с речевой патологией; - необходимость изыскания нетрадиционных средств коммуникации, способствующих эффективной и результативной помощи. Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Преимущества использования жестовых приёмов:
Жестовые приёмы можно начинать использовать с детьми среднего дошкольного возраста, постепенно наращивая сложность приёмов в других возрастных группах. Используются жесты систематически. Жестовые приёмы
1. Дифференциация понятий «предложение – слово – слог – звук».
Задание: показать жестом и объяснить, что я сейчас назову – звук, слог, слово или предложение. Речевой материал: Кошка поймала мышку. Светофор. «Р». Наступила золотая осень. Сы. Градусник. Ва. «П». 2. Дифференциация понятий «звук – буква».
Правило «Чем звук отличается от буквы»: звук мы произносим и слышим, а букву мы пишем и видим – подносим правую руку к губам (рис. 4), а затем к уху (рис. 5), показываем правую руку ладонью вперёд (рис. 6), а затем подносим её к глазам (рис. 7). 3. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Задание: я буду называть звуки, а вы жестом покажите, какой это звук – гласный или согласный. 4. Выделение заданного звука в слове.
Задание: определить звук «ш» в следующих словах – домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина. 5. Сходство и различия дифференцируемых звуков.
(рис. 13). Задание: определить сходство или различия следующих дифференцируемыхзвуков – «Р-Л», «Сь-З», «П-Б», «Г-Д». 6. Дифференциация твёрдых и мягких согласных (рис. 14).
7. Дифференциация звонких и глухих согласных (рис. 15).
Задание: определить, какой звук в слове – «с», «з» или оба звука, и показать жестом. Словарный материал: паста, заколка, занавеска, грузовик, магнитофон, сазан, маскарад, мозаика, стрекоза, пузырь. Усложнённое задание: назвать детёныша животного; определить, какой звук в слове – «ш» или «ж», показать жестом и назватьслог с этим звуком. Словарный материал: лошадь – жеребёнок, медведь – медвежонок, мышка – мышонок, ёж – ежонок, лягушка – лягушонок. 8. Позиция звука в слове.
9. Дифференциация звуков «с-ш», «з-ж» (рис. 19).
Если в слове присутствуют оба звука, дети используют обе руки.
10. Постановка ударения.
11. Различение слов, обозначающих предмет, действие, признак.
12. Предлоги. Поверхность – это ладонь, предмет – это кулак, который мы фиксируем или перемещаем в том или ином направлении. Будем считать, что ведущая рука правая.
Таким образом, представленный опыт – это не система приёмов, замещающих речь, это ряд предложенных детям жестов, направленных на развитие фонематического восприятия и обучение грамоте.
| |
| |
Просмотров: 386 | |
Всего комментариев: 0 | |