Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста

Звуковой язык возник около 30-50 тысяч лет назад. С тех пор словесный язык, или вербальная система коммуникации, - основное средство общения в человеческом обществе. Столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов.

Некоторые учёные считают, что жестовый язык предшествовал звуковому, т.е. люди общались жестами раньше, чем научились разговаривать.

В толковом словаре русского языка слово жест определяется как движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

Актуальность разработанного и систематизированного материала по жестовым приёмам:

- увеличение количества детей с тяжёлыми нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы;

- трудности усвоения программного материала детьми с речевой патологией;

- необходимость изыскания нетрадиционных средств коммуникации, способствующих эффективной и результативной помощи.

Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра.

Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации.

Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление.

Преимущества использования жестовых приёмов:

  • Жестовые приёмы не дают возможности ребёнку быть безучастным и не ответить, что бывает возможным при вербальном ответе, где мы вынуждены спросить только одного. Когда даёшь задание показать жестом, то предполагается участие в ответе всех детей.
  • Оценив «жестовые ответы» детей, есть возможность спросить именно того, кто допустил ошибку, и разобрать её.
  • Используя жесты, дети на занятиях работают с закрытыми глазами, что не даёт возможности подсмотреть у соседа. Можно применить маску-повязку на глаза. При этом ребёнок концентрирует своё внимание, прислушивается к своей внутренней речи.
  • Жест – это движение, а двигательная память очень крепкая и способствует развитию слуховой и зрительной памяти.
  • В настоящее время преобладает большое количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), поэтому необходимы такие приёмы в работе, где дети на занятиях больше жестикулируют и двигаются.
  • Жесты помогают детям запомнить сложный материал, стимулируют речь, делают занятие увлекательным, интересным и разнообразным.
  • После жеста всегда идёт полный ответ ребёнка на поставленный вопрос или задание.

Жестовые приёмы можно начинать использовать с детьми среднего дошкольного возраста, постепенно наращивая сложность приёмов в других возрастных группах. Используются жесты систематически.

Жестовые приёмы 

1. Дифференциация понятий «предложение – слово – слог – звук».

  • Предложение – правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть поднята вверх (рис. 1).
  • Слово – правая рука согнута в локте на уровне груди (рис. 2).
  • Слог – правая рука согнута в локте на уровне груди, а ладошка левой руки делит слово (правую руку) пополам (рис. 3).
  • Звук – правую руку подносим к губам (рис.4).

Задание: показать жестом и объяснить, что я сейчас назову – звук, слог, слово или предложение.

Речевой материал: Кошка поймала мышку. Светофор. «Р».

                                  Наступила золотая осень. Сы. Градусник. Ва. «П».

2. Дифференциация понятий «звук – буква».

  • Звук – правую руку подносим к губам (рис. 4).
  • Буква – правую руку подносим на локте вверх, ладошкой вперёд  (рис. 6)

Правило «Чем звук отличается от буквы»: звук мы произносим и слышим, а букву мы пишем и видим – подносим правую руку к губам (рис. 4), а затем к уху (рис. 5), показываем правую руку ладонью вперёд (рис. 6), а затем подносим её к глазам (рис. 7).

3. Дифференциация гласных и согласных звуков.

  • Гласный звук – правая рука возле рта, изгиб ладошки вперёд, предполагающий свободный проход воздуха изо рта (рис. 8).
  • Согласный звук – правой рукой прикрываем ладошкой рот, делая преграду для воздушной струи (рис. 9).

Задание: я буду называть звуки, а вы жестом покажите, какой это звук –  гласный или согласный.

4. Выделение заданного звука в слове.

  • Если в слове есть заданный звук, дети производят перекрестный захват кистей рук (рис. 10).
  • Если в слове нет заданного звука, дети показывают правой рукой колечко, сделанное указательным и большим пальцем (рис. 11).

Задание: определить звук «ш» в следующих словах – домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.

5. Сходство и различия дифференцируемых звуков.

  • Сходство звуков – пальцы рук смыкаем в замок, руки расположены немного выше груди (рис. 12).
  • Различия звуков – руки в замке, затем разводим руки в стороны

          (рис. 13).

Задание: определить сходство или различия следующих дифференцируемыхзвуков – «Р-Л», «Сь-З», «П-Б», «Г-Д».

6. Дифференциация твёрдых и мягких согласных (рис. 14).

  • Твёрдый согласный – правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.
  • Мягкий согласный – левая рука согнута в локте, расслабленная кисть опущена вниз.

7. Дифференциация звонких и глухих согласных (рис. 15).

  • Звонкий согласный – правая рука согнута в локте, кисть с растопыренными прямыми пальцами опущена вниз (в форме колокола).
  • Глухой согласный – левая рука согнута в локте, кисть с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами опущена вниз.

Задание: определить, какой звук в слове – «с», «з» или оба звука, и показать  жестом.

Словарный материал: паста, заколка, занавеска, грузовик, магнитофон,  сазан, маскарад, мозаика, стрекоза, пузырь.

Усложнённое задание: назвать детёныша животного; определить, какой звук в слове – «ш» или «ж», показать жестом и назватьслог с этим звуком.

Словарный материал: лошадь – жеребёнок, медведь – медвежонок, мышка –  мышонок, ёж – ежонок, лягушка – лягушонок.

8. Позиция звука в слове.

  • Звук находится в начале слова – левая рука вытянута в левую сторону (рис.16).
  • Звук находится в середине слова – обе руки сложены на груди (рис. 17).
  • Звук находится в конце слова - правая рука вытянута в сторону (рис. 18).

9. Дифференциация звуков «с-ш», «з-ж» (рис. 19).

  • Звуки «ш, ж» - правая рука вытянута в сторону, согнута в локте и от локтя поднята вверх.
  • Звуки «с, з» - левая рука вытянута в сторону, согнута в локте и от локтя опущена вниз.

Если в слове присутствуют оба звука, дети используют обе руки.

 

10. Постановка ударения.

  • Кулаком правой руки стучим по ладошке левой руки (рис.20).
  • Ударный слог произносится громче и дольше и удар кулака сильнее и взмах шире. Можно показать на пальцах, какой по счёту ударный слог.

11. Различение слов, обозначающих предмет, действие, признак.

  • Слово-предмет – рука на уровне груди, согнутая в локте (рис.2).
  • Слово-действие – две руки на уровне груди, параллельны друг другу, согнуты в локтях (рис. 21).
  • Слово признак – правая рука делает волну на уровне груди (рис. 22).

12. Предлоги.

Поверхность – это ладонь, предмет – это кулак, который мы фиксируем или перемещаем в том или ином направлении. Будем считать, что ведущая рука правая.

  • Предлог ПОД – ладонь ведущей руки в горизонтальном положении устанавливается над другой рукой, сжатой кулак (рис. 23).
  • Предлог НАД – ладонь ведущей руки в горизонтальном положении устанавливается в воздухе под другой рукой, сжатой в кулак (рис. 24).

Таким образом, представленный опыт – это не система приёмов, замещающих речь, это ряд предложенных детям жестов, направленных на развитие фонематического восприятия и обучение грамоте.

 

Категория: В помощь педагогам | Добавил: spastalicadd (08.02.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar