В образовательных учреждениях детям часто приходится учить стихи для занятий, утренников, праздников. Зачастую педагоги учат стихотворение, но почти никогда не объясняют, как надо учить. В результате некоторые дети справляются с этим заданием легко, а для других процесс заучивания стихотворного текста является просто мучением. Педагогам знакома ситуация, когда ребёнок под разными предлогами отказывается учить стихи. При этом причинами могут быть: неудачный отрицательный опыт предыдущего заучивания, слишком большой объём информации, отсутствие эмоционального интереса к данному виду работы. Поэтому, приходится постоянно искать интересные для воспитанников формы преподнесения и закрепления материала. И это конечно же игры! Дети, увлечённые процессом игры, не замечают, что они учатся. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз открывать что-то новое, для ребёнка более интересна. Методическое пособие «Учим стихи с удовольствием» поможет сделать процесс запоминания лёгким, интересным и увлекательным занятием. Ребёнок с огромным удовольствием будет выполнять работу по заучиванию стихотворных текстов, что не только обогащает кругозор, развивает логическое мышление, учит систематизировать информацию, но и позволяет в доступной для дошкольников форме развивать механическую память с опорой на картинный материал и эмоции, способствует формированию и развитию речевых компонентов. Конечно, предлагаемый вариант работы над стихотворным текстом займёт больше времени, потребует больше усилий и внимания, а также некоторой подготовки со стороны педагогов, нежели стандартное заучивание. Зато результат такой работы порадует всех, даже тех, кто на него не рассчитывал. Пособие «Учим стихи с удовольствием» многофункциональное: может быть использовано при работе с текстами цепной структуры, при пересказе описательных рассказов, при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Пособие представляет собой наборное полотно с прозрачными кармашками, разделённое на две части. Прилагается картинный материал и карточки со схематическими изображениями эмоций, пауз, интонаций, темпа высказывания. Размер пособия соответствует среднестатистическому росту ребёнка дошкольного возраста – 100Х110 см. Пособие может быть использовано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Цель использования пособия: профилактика и коррекция нарушений эмоционально-речевого развития у детей дошкольного возраста.
Задачи, реализуемые в процессе использования пособия:
Работу с данным пособием можно разделить на три этапа:
Данный этап включает беседу об эмоциях. Дети учатся различать эмоции по схематическим изображениям, передавать эмоциональное состояние по заданной схеме с помощью мимики, жестов, интонации. Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику, жест. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, ребята в состоянии самостоятельно показать различные эмоции посредством мимики, жеста, движения. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой. Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда нужно заканчивать упражнение на положительной ноте (расстроился – улыбнулся). Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Выполнять их лучше перед зеркалом, так как ребёнок визуально может контролировать правильность движения и его амплитуду. Затем проводится работа по формированию интонационной выразительности (развитие силы и высоты голоса в звуковых и слоговых упражнениях), а также работа по формированию ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, которая создаёт предпосылки для постановки логического ударения, правильного членения фразы.
Работа на этом этапе строится с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, опоры на различные анализаторы и вариативные формы построения занятия. Дошкольнику читается стихотворение и предлагается выбрать картинный материал, подходящий к его содержанию. Затем ребёнок с помощью выбранного картинного материала восстанавливает логическую последовательность стихотворного текста и помещает картинки-помощники в прозрачные кармашки, находящиеся в левой части пособия. Таким образом, при заучивании текста ребёнок будет опираться на картинный материал, наглядный образ. Если предложенных картинок-помощников будет недостаточно (предположим, дошкольник забывает одно или несколько слов), можно предложить нарисовать данное слово или словосочетание с помощью картинного образа, который поможет восстановить в памяти недостающее звено. Сначала дети затрудняются самостоятельно придумать символ, в этом случае необходима стимулирующая помощь педагога, направленная на активизацию мыслительной деятельности и выбор картинки-опоры. В дальнейшем, в результате систематических упражнений дети самостоятельно справляются с этой работой. Опорные картинки, карточки-символы помогают воспитанникам выстроить логичный, последовательный рассказ (содержащийся в стихотворном тексте). Параллельно проводится словарная работа над лексическим значением слов. Данный вид работы активизирует мыслительную деятельность, слуховой, зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.
На данном этапе работа над стихотворным текстом строится с опорой на схематическое изображение эмоций, пауз, интонационного выражения. К каждому слову, строчке, в зависимости от содержания стихотворения, ребёнку предлагается подобрать схематическое изображение эмоции, а также схемы, изображающие работу над силой голоса, интонацией, паузами, темпом высказывания (восклицательный, вопросительный знаки; точки; стрелка, указывающая вверх, - повышение голоса; указывающая вниз – понижение голоса; пауза; убыстрить темп высказывания – лошадка бежит; замедлить темп высказывания – черепашка ползёт). После того, как дошкольник справился с выбором необходимых схем, он вставляет их в прозрачные кармашки рядом с картинками-помощниками в соответствии с логическим содержанием текста. Таким образом, при работе над стихотворением мы опираемся не только на наглядный образ – содержание текста, но и на наглядное изображение эмоционального выражения. Дальнейшая работа над эмоциональным выражением стихотворного текста проводится построчно, если есть затруднения в работе над каждым словом в отдельности. Так ребёнок учится воспроизводить стихотворные фразы с разным эмоциональным настроением – радостное, торжественное, озорное, грустное, печальное, агрессивное, плаксивое, тревожное и т.д.
Примерный вариант работы над стихотворным текстом
Педагог. Ребята, послушайте небольшое стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос: о ком говорится в данном стихотворении? (В процессе работы над содержанием стихотворного текста важно следить за тем, чтобы дети отвечали на вопросы полным предложением, не допускать односложных ответов.) Шёл по лесу хмурый ёжик, Не жалел коротких ножек, Нёс детишкам он грибочки, Растерял их возле кочки. Дети. В стихотворении говорится о ёжике. Педагог. Какое настроение было у ёжика? Дети. У ёжика было хмурое, грустное настроение. Педагог. Подумайте, какими ещё словами можно охарактеризовать настроение ёжика. Дети. Настроение ёжика печальное, безрадостное. Педагог. Верно, у ёжика было хмурое, пасмурное, мрачное настроение. Как вы думаете, почему? Дети. Наверное, он был занят какими-то мыслями, был очень серьёзным… Педагог. Что автор рассказывает нам о ножках этого дикого животного? Какие они у ёжика? Дети. У ёжика короткие ножки. Педагог. Как шёл ёжик по лесу? Дети. Ёжик не жалел коротких ножек. Педагог. Как вы думаете, почему ёжик не жалел коротких ножек? Дети. Ёжик не жалел коротких ножек, потому что хотел поскорее угостить детишек грибочками. Педагог. Почему вы так решили? Как вы догадались? Дети. Об этом говорится дальше в стихотворении. Педагог. Действительно, автор так и пишет: «Нёс детишкам он грибочки». Чем заканчивается рассказ о ёжике? Что с ним случилось? Дети. Ёжик растерял грибочки. Педагог. Как вы думаете, почему ёжик растерял грибочки? Дети. Он сильно торопился и споткнулся о кочку. Педагог. Всё верно. Кто запомнил, как автор повествует об этом? Дети. Растерял их возле кочки. Если дети затрудняются, полный ответ даёт сам педагог. Использование вопросов такого типа необходимо для стимуляции мыслительной функции у детей.
Педагог. Ребята, давайте поиграем в игру «Юный художник» и попробуем проиллюстрировать с помощью картинного материала историю о ёжике. Послушайте первую строчку стихотворения: «Шёл по лесу хмурый ёжик». Какие картинки нам понадобятся, чтобы проиллюстрировать содержание этой строчки? Дети. Ёжик, лес. Педагог. Верно. А какой картинкой можно обозначить слово «шёл»? Выбор приёмов на этом этапе зависит от уровня логического мышления детей. Если дети затрудняются, педагог может предложить картинку с изображением следов ежа и объяснить, почему он выбрал именно её, ведь по содержанию иллюстрации понятно, что ёж шёл, а не стоял на месте. В дальнейшем при работе с глаголами можно использовать более сложный вариант и предложить ребятам самостоятельно схематично изобразить символ, который бы указывал на то, что ёжик совершал путь, находился в движении. Символы у детей могут быть самыми разнообразными, это не должно удивлять педагога, самое главное, чтобы выбранный символ помог воспроизвести нужное слово, а не являлся пустым абстрактным образом. Педагог. Как мы обозначим настроение нашего ёжика? Дети. Выберем смайлик с выражением этой эмоции. Педагог. Какой это будет смайлик? (Дети выбирают выражение грусти, печали.) Давайте выбранные нами картинки поместим в прозрачные кармашки нашего пособия. (Дети выполняют.) Ребята, а какую цифру мы выберем для обозначения этой стихотворной строки? Дети. Цифру 1. Таким образом, в первом прозрачном кармашке дидактического пособия дети помещают цифру 1, картинки-помощники: ёжик, лес, следы животного, смайлик, обозначающий грусть. Педагог. Кто запомнил строчку из стихотворения, которую мы с вами проиллюстрировали? Дети. Шёл по лесу хмурый ёжик. Педагог. Послушайте вторую строчку: «Не жалел коротких ножек». Какие картинки-помощники помогут проиллюстрировать её? Дети. Лапки ёжика. Педагог. Верно. А как мы обозначим, что ёжик не жалел ножек? Если дети затрудняются, педагог может предложить перечеркнуть лапы ёжика, тем самым указать на то, что герой их не жалел. Это будет являться схемой-образом данного слова. В зависимости от индивидуальных особенностей детей педагог может использовать и более сложные варианты работы. Педагог. Какую картинку мы выберем для того, чтобы показать, что лапы у ёжика были короткие? (Как правило, сначала дети затрудняются сделать правильный выбор, однако после беседы выбирают нужную картинку. В ходе систематической работы с данным пособием у дошкольников формируется этот навык, они самостоятельно могут выбрать необходимый картинный материал или даже предложить вместо картинки-помощника схематическое изображение данного слова.) Выбираем картинку, на которой лапы зайца зачёркнуты, а лапы ёжика обведены в круг. Как вы думаете, почему? Дети. Потому что у зайца лапы длинные, а у ёжика короткие. Педагог. Какие картинки-помощники появятся в следующем прозрачном кармашке? Дети. Перечёркнутые лапы ежа, перечёркнутые лапы зайца и обведённые в круг лапки ёжика. Педагог. Какой цифрой обозначим эту строчку стихотворения? Дети. Цифрой 2. Таким образом, на пособии во втором ряду в прозрачном кармашке появляются следующие картинки-помощники: цифра 2, перечёркнутые лапы ежика, перечёркнутые лапы зайца и обведённые в круг лапки ёжика. Педагог. Кто запомнил вторую строчку из стихотворения, которую мы с вами проиллюстрировали? Ответы детей. Педагог. Давайте по картинному материалу с помощью картинок-помощников и схем-образов восстановим первую и вторую строчки вместе. Что у нас получится? Ответы детей. Педагог. Послушайте третью строчку: «Нёс детишкам он грибочки». Какие картинки нам понадобятся, чтобы проиллюстрировать содержание этой строчки? Из предложенных вариантов дети выбирают картинки с изображением детей, грибочков. Педагог. Почему вы выбрали картинку с изображением маленьких грибов, а картинку с изображением крупных не стали использовать? Дети. Потому что ёжик нёс не грибы, а грибочки. Если дети при самостоятельном рассмотрении предложенного материала не обратят внимания на необходимость обозначения картинкой-помощником уменьшительного существительного, педагог должен объяснить это в ходе беседы. Педагог. Какую цифру выбираем для обозначения этой строчки? Дети. Цифру 3. На дидактическом пособии, в третьей строчке, в прозрачном кармашке появляются: цифра 3, картинки с изображением грибочков и детей. Затем педагог снова просит восстановить третью строчку, а после положительного результата – все рассмотренные строчки в целом. Педагог. Послушайте последнюю строку и подберите картинки для неё: «Растерял их возле кочки». Какие картинки-помощники нам понадобятся? Дети. Кочка, грибы. Педагог. Какие картинки помогут нам понять, что грибочки ёжик растерял? Детям предлагаются картинки для выбора: 1 – грибы, 2 – пустая корзинка, рассыпанные грибы на лесной опушке, 3 – пустая корзинка. Дети. Нужно выбрать картинку, где пустая корзинка и рассыпанные грибы на лесной опушке. Педагог. Почему вы так решили? Ответы детей. При данном сочетании картинок для выбора дети могут выбрать 2 картинки: например, пустую корзинку и грибы. Данный вариант тоже будет правильным. Главное, чтобы дети смогли логически обосновать свой выбор. Педагог. Ребята, какую цифру будем использовать для обозначения последней строчки нашего стихотворения «Про ёжика»? Дети. Цифру 4. Таким образом, на дидактическом пособии в 4 строчке появляются: цифра 4, картинки с изображением кочки, пустой корзинки, рассыпанных грибов. Педагог. Расскажите 4 строчку нашего стихотворения. Ответы детей. Педагог. Попробуем рассказать стихотворение «Про ёжика» полностью, опираясь на наш картинный план. Дети по очереди рассказывают стихотворение. Педагог. Ребята, вы просто молодцы, у вас замечательно получилось. Единственное, что осталось сделать, это рассказать «Про ёжика» более эмоционально, с проявлением эмоций. В этом нам помогут смайлики. По выбору педагога можно использовать различные схематические изображения эмоций, например: обычные эмоциональные маски, «Гномы настроений», изображения детей с выражением разных эмоций и др. Послушайте первую строчку и подумайте, какая эмоция поможет нам выразить её содержание: «Шёл по лесу хмурый ёжик». Дети. Спокойная эмоция. Педагог. Вы совершенно верно подметили, настроение должно быть спокойное, повествовательное, ведь автор только начинает рассказывать свою историю «Про ёжика». Выберите из предложенных эмоциональных масок нужную. Дети помещают выбранную маску эмоций в конце первой строчки. Ребята, подумайте, какое слово в этой строчке мы должны выделить, подчеркнуть голосом или интонацией? Дети. Слово «хмурый». Педагог. Почему вы так решили? Ответы детей. Педагог. Верно, потому что слово «хмурый» является самым главным в этой строчке, оно несёт в себе важную информацию о настроении и внешнем виде главного героя. Какой картинкой мы обозначили слово «хмурый»? Дети. Грустным смайликом. Педагог. Подумайте, что происходит с моим голосом, когда я выделяю данное слово? Голос понижается или повышается? Дети. Понижается. Педагог. Почему? Дети. Потому что настроение у ёжика грустное, сосредоточенное. Педагог. Молодцы! Так как голос понижается, рядом с картинкой «хмурый» помещаем стрелочку, указывающую вниз. А какую интонацию нужно использовать для выделения данного слова? Дети. Жалостливую. Педагог. Давайте попробуем голосом и интонацией выделить это слово в данной строчке. Дети выполняют. Педагог. Послушайте следующую строчку: «Не жалел коротких ножек». Подумайте, какое слово в этой строчке нужно выделить голосом или интонацией. Дети. Не жалел. Педагог. Какую интонацию используем для выделения этого слова? Дети. Восклицательную. Педагог. Верно, рядом с обозначением этого слова помещаем схему – восклицательный знак. А какую эмоцию нужно выразить? Дети. Эмоцию «радость». На пособии выставляется смайлик, изображающий эмоцию «радость». Педагог. Есть ли в этой строке ещё слова, которые нужно выделить? Дети. Слово «коротких». Педагог. Совершенно верно. Как изменяется голос при выделении данного слова в тексте? Дети. Голос понижается. Выставляется схема, изображающая понижение голоса, - стрелка, указывающая вниз. Педагог. Правильно, таким образом, мы выражаем сочувствие ёжику по поводу его коротких ножек. Какое эмоциональное состояние нужно выразить? Дети. Сочувствие. Педагог. Попробуйте голосом и интонацией выделить главные слова во второй строчке. Дети выполняют. Педагог. Молодцы! А теперь соединим первую и вторую строчки. Дети с опорой на схемы воспроизводят данный текст. Педагог. Разберёмся с третьей строчкой: «Нёс детишкам он грибочки». Какое слово нужно выделить с помощью интонации или голоса? Дети. Слово «детишкам». Педагог. Какую интонацию будем использовать? Дети. Удивление. Педагог. Почему? Дети. Потому что дети не едят грибы, грибами питаются ежи, белки и другие дикие животные. Педагог. Поместите смайлик «удивление» на нашем пособии вслед за словом «детишки». Как меняется голос? Дети. Сначала понижается, а затем повышается. Педагог. Попробуйте изобразить данное слово с помощью эмоций и голоса. Дети по очереди выполняют. Педагог. Молодцы! Послушайте еще раз эту строчку и подумайте, все слова мы выделили? Дети. Нет, нужно выделить слово «грибочки». Педагог. Почему? Ответы детей. Педагог. Верно, данное слово сообщает нам о том, что приготовил герой в качестве подарка детям. Какую интонацию будем использовать для выделения слова «грибочки»? Дети. Восклицательную интонацию. Педагог. Какую эмоцию нужно показать при выделении этого слова? Дети. Эмоцию радости. Педагог.Как будет изменяться голос? Дети. Голос нужно повысить. На дидактическом пособии в конце строчки выставляются схемы: «радость», «стрелочка, указывающая наверх», «восклицательный знак». Затем дети учатся воспроизводить сначала третью, а затем все три строчки текста с учётом выбранной интонации, эмоций и силы голоса. Педагог. Послушайте последнюю строчку: «Растерял их возле кочки». Какое слово необходимо выделить? Дети. Нужно выделить слово «растерял». Педагог. Как это нужно сделать? Дети. С помощью эмоций. Педагог. Какую эмоцию будем выражать? Дети. Разочарования, обиды. Выставляется смайлик «обида». Педагог. Как выразить обиду голосом и интонацией? Дети. Нужно понизить голос, сказать жалостливо, печально. Педагог. Всё верно, давайте попробуем. Дети выполняют. Педагог. Ребята, когда вы первый раз слушали стихотворение «Про ёжика», вы предполагали, как оно закончится? Ответы детей. Педагог. Значит, такое окончание стало для вас неожиданностью? Дети. Да. Педагог. Рассказывая последнюю строчку, мы должны выразить то, что ёжик, неожиданно для всех, растерял грибочки. Как вы думаете, как это сделать? Ответы детей. Педагог. Нужно сделать небольшую паузу – остановку, а потом внезапно продолжить повествование. Дети выполняют. Педагог. Паузу на нашем картинном материале выразим вот этим символом (две вертикальные линии). А теперь расскажем историю «Про ёжика» с использованием всех средств выразительности. Итоговый рассказ стихотворного текста дети производят после показа педагога. | |
| |
Просмотров: 293 | |
Всего комментариев: 0 | |