Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нём радостно и интересно. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, то у него всё в порядке с физиологическим (неречевым) слухом. А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни – у него восхитительный музыкальный слух. Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать их на слух; другими словами, это речевой слух. Если у ребенка плохо развит фонематический (речевой) слух, он может путать звуки, похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: «с-ш», «з-ж», «сь-щ», «ц-ч», «с-ц», «з-с»; сонорные: «р-л»; твёрдые и мягкие: «б-бь», «з-зь», «с-сь», и т.д.; звонкие и глухие: «д-т», «в-ф» и т.д.. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: «дом»-«том», «рак»-«лак», «лук»-«люк», «жук» -«щук»). В последние годы многие дети путают даже далекие между собой звуки: «к-т», «г-д», «с-х». Т.е. несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. И если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить, что на данный момент и происходит, потому что дети, поступающие на логопункт в возрасте 5-7 лет, имеют несформированный или недостаточно сформированный фонематический слух. Таким образом, становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения. Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Когда же начинать развивать фонематический слух? Прямо с рождения. Да, именно с рождения начинается этот длительный процесс, когда надо учить повторять и различать слова и звукоподражания. У малыша спрашивают: - Как говорит кошка? (Мяу.) - Как стучит папа в дверь? (Тук-тук.) - Как едет поезд? (У-у-у.) - Как говорит водичка? (Кап-кап.) Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения начинается где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков. Поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений в игровой форме, чтобы работа имела системный характер и была интересной каждому ребёнку. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Рассмотрим 6 уровней коррекционной работы по развитию фонематического слуха: Первый уровень - узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра «Молчанка». - Сейчас мы будем слушать разные звуки. Для того чтобы их услышать, поиграем в “Молчанку”: положите руки на стол, на руки голову, закройте глаза и слушайте. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы молчать И спокойно слушать. Через одну-две минуты после молчания задаётся вопрос: «Что вы успели услышать?». (Перечисляются звуки, услышанные в кабинете, за дверью, за окном). - Вокруг нас множество звуков. Мы живём среди звуков, только не всегда их слушаем. А их интересно слушать и различать. Игра «Узнай предмет по звуку». - Предметов много и звуков тоже очень много, и все они разные. Послушайте эти звуки. Логопед стучит молотком, деревянными ложками, играет на барабане, звенит колокольчиком, гремит погремушкой, ударяет в бубен. - Звуки, которые образуются вокруг нас с помощью движения предметов, называются неречевые. Нет движения – нет звуков. - А сейчас попробуйте отгадать эти предметы по звучанию. Логопедом выполняются действия за ширмой, а дети называют, какой предмет звучал. - Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звучанию. Что вы слышали? (Мы слышали звуки.) Чем вы слушали? (Мы слушали ушами.) - Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.) Видео-игра «Угадай предмет по звуку». Детям предлагается угадать предмет по звуку, выбрав из четырёх картинок. Пособие «Звуковое лото» (+ аудиозаписи). 1 вариант: на столе раскладываются и по необходимости называются карточки; взрослый включает аудиозапись, ребенок слушает и показывает картинку. 2 вариант: на столе лежат все карточки; взрослый включает 2 или три аудиозаписи подряд; просит ребенка вспомнить, что звучало первым, вторым, третьим; выбрать нужные карточки лото и разложить по порядку картинки, подходящие к услышанным записям. Игра «Звучащие предметы». Ребёнок по звуку потряхиваемой баночки, в которых находятся различные крупы и мелкие продукты, угадывает, что там внутри. Вначале предлагается 2 баночки, затем больше. Потом можно предложить поиграть в игру «Что лишнее?». Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами. 2 уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте. - Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Предложить встать и сочинить стихотворение, сопровождая его движениями животных и соответствующими звукоподражаниями, различающимися по высоте, силе и тембру. Подпевает козлик мне … бе-е-е. Топают ногами. Лает пёсик, хвост задрав … гав-гав. Встают на четвереньки. А петух мне на бегу прокричал … ку-ка-ре-ку. Машут руками. А котёнок пискнул … мяу. Садятся на корточки. - Какие звуки произносили? (Бе-е-е, гав-гав, … .) Эти звуки издают животные, а мы говорим. «Громко - тихо». Педагог читает стихотворение и предлагает произнести звук «а» соответствующим образом. Аня утром рано встала, Очень громко закричала: «А-а-а!» Тихо, Аня, не кричи, Других деток не буди. Тихо: «А-а-а» произнеси. Можно подключить фонетическую ритмику на звук «а»: руки вытягиваются вперёд, соединив ладони; произнося гласный «а-а-а-а…», руки плавно разводятся в стороны ладошками вверх. «Далеко – близко». Педагог предлагает послушать и определить, далеко или близко находится звучащий объект, а потом сказать так же. - Кричат дети: «АУ» (громко), «ау» (тихо). - Плачет малыш: «УА» (громко), «уа» (тихо). Можно также подключить фонетическую ритмику одновременно на сочетание звуков «ау» и «уа»: см. выше на звук «а»; на звук «у»: руки согнуты на уровне груди; ладошки повёрнуты от себя; произнося гласный «у-у-у…», руки давящим движением выпрямляются вперёд и вниз. 3 уровень - различение сходных по звучанию слов. Назвать слова, близкие по звучанию. Парные слова: ворона – корона, банки – санки, лук - жук.
Собрать пары слов. Пары слов: коза – коса, уточка – удочка, дрова – трава, бочка – почка. Назвать лишнее слово-предмет. В первом ряду – лишний «диван». Во втором ряду – лишний «бант».
4 уровень – различение слогов. Упражнение «Запомни, повтори». Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та-то-ту. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: га-ка-га. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: ба-бя-ба. 5 уровень – различение звуков (на примере гласных).
6 уровень – освоение навыков анализа и синтеза. Рассмотрим освоение навыков фонематического анализа.
Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции. Игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи.
Определение гласного звука в середине слова. Определение гласного звука в конце слова. Определение место гласного звука в слове.
Определение последнего согласного звука в слове.
Определение первого согласного звука в слове. Различение мягких и твёрдых согласных.
Определение место звука в слове (начало, середина, конец слова) Выполнение полного звукового анализа слова.
И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово. Вот некоторые игровые упражнения.
Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать. А упражнений на развитие фонематического слуха существует превеликое множество, и проводить их можно как на занятиях, так и вне. Но обязательно всё должно быть играя.
| |
| |
Просмотров: 582 | |
Всего комментариев: 0 | |