Практикум «Фонематический слух – основа правильной речи»

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нём радостно и интересно. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, то у него всё в порядке с физиологическим (неречевым) слухом. А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни – у него восхитительный музыкальный слух. Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать их на слух; другими словами, это речевой слух.

Если у ребенка плохо развит фонематический (речевой) слух, он может путать звуки, похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: «с-ш», «з-ж», «сь-щ», «ц-ч», «с-ц», «з-с»; сонорные: «р-л»; твёрдые и мягкие: «б-бь», «з-зь», «с-сь», и т.д.; звонкие и глухие: «д-т», «в-ф» и т.д.. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: «дом»-«том», «рак»-«лак», «лук»-«люк», «жук» -«щук»). В последние годы многие дети путают даже далекие между собой звуки: «к-т», «г-д», «с-х». Т.е. несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. И если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить, что на данный момент и происходит, потому что дети, поступающие на логопункт в возрасте 5-7 лет, имеют несформированный или недостаточно сформированный фонематический слух. Таким образом, становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного  восприятия звуков речи, без четкого их различения.

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова - это умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков, что, в свою очередь, делает проблематичным процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Поэтому, развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения грамоте.

Когда же начинать развивать фонематический слух? Прямо с рождения.  Да, именно с рождения начинается этот длительный процесс, когда надо учить повторять и различать слова и звукоподражания. У малыша спрашивают:

- Как говорит кошка?  (Мяу.)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук.)

- Как едет поезд?  (У-у-у.)

- Как говорит водичка? (Кап-кап.)

Все эти звукоподражания  формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.  Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения начинается где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить  разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать  парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка  выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно.   Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков. Поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений в игровой форме, чтобы работа имела системный характер и была интересной каждому ребёнку. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Рассмотрим 6 уровней коррекционной работы по развитию фонематического слуха:

Первый уровень - узнавание неречевых звуков. 

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой  развития фонематического слуха.

Игра «Молчанка».

- Сейчас мы будем слушать разные звуки. Для того чтобы их услышать, поиграем в “Молчанку”: положите руки на стол, на руки голову, закройте глаза и слушайте.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И спокойно слушать.

Через одну-две минуты после молчания задаётся вопрос: «Что вы успели услышать?». (Перечисляются звуки, услышанные в кабинете, за дверью, за окном).

- Вокруг нас множество звуков. Мы живём среди звуков, только не всегда их слушаем. А их интересно слушать и различать.

Игра «Узнай предмет по звуку».

- Предметов много и звуков тоже очень много, и все они разные. Послушайте эти звуки.

Логопед стучит молотком, деревянными ложками, играет на барабане, звенит колокольчиком, гремит погремушкой, ударяет в бубен.

- Звуки, которые образуются вокруг нас с помощью движения предметов, называются неречевые. Нет движения – нет звуков.

- А сейчас попробуйте отгадать эти предметы по звучанию.

Логопедом выполняются действия за ширмой, а дети называют, какой предмет звучал.

- Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звучанию. Что вы слышали? (Мы слышали звуки.) Чем вы слушали? (Мы слушали ушами.)

- Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Видео-игра «Угадай предмет по звуку».

Детям предлагается угадать предмет по звуку, выбрав из четырёх картинок.

Пособие «Звуковое лото» (+ аудиозаписи).

1 вариант: на столе раскладываются и по необходимости называются карточки; взрослый включает аудиозапись, ребенок слушает и показывает картинку.  

2 вариант: на столе лежат все карточки; взрослый включает 2 или три аудиозаписи подряд; просит ребенка вспомнить, что звучало первым, вторым, третьим; выбрать нужные карточки лото и разложить по порядку картинки, подходящие к услышанным записям. 

Игра «Звучащие предметы».

Ребёнок по звуку потряхиваемой баночки, в которых находятся различные крупы и мелкие продукты, угадывает, что там внутри. Вначале предлагается 2 баночки, затем больше. Потом можно предложить поиграть в игру «Что лишнее?».

Игра «Похлопаем». 

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки.

Предложить встать и сочинить стихотворение, сопровождая его движениями животных и соответствующими звукоподражаниями, различающимися по высоте, силе и тембру.

Подпевает козлик мне … бе-е-е.

Топают ногами.

Лает пёсик, хвост задрав … гав-гав.

Встают на четвереньки.

А петух мне на бегу прокричал … ку-ка-ре-ку.

Машут руками.

А котёнок пискнул … мяу.

Садятся на корточки.

- Какие звуки произносили? (Бе-е-е, гав-гав, … .) Эти звуки издают животные, а мы говорим.

«Громко - тихо».

Педагог читает стихотворение и предлагает произнести звук «а» соответствующим образом.

Аня утром рано встала,

Очень громко закричала: «А-а-а!»

Тихо, Аня, не кричи,

Других деток не буди.

Тихо: «А-а-а» произнеси.

Можно подключить фонетическую ритмику на звук «а»: руки вытягиваются

вперёд, соединив ладони; произнося гласный «а-а-а-а…», руки плавно разводятся в стороны ладошками вверх.

«Далеко – близко».

Педагог предлагает послушать и определить, далеко или близко находится звучащий объект, а потом сказать так же.

- Кричат дети: «АУ» (громко), «ау» (тихо).

- Плачет малыш: «УА» (громко), «уа» (тихо).

Можно также подключить фонетическую ритмику одновременно на сочетание звуков «ау» и «уа»: см. выше на звук «а»; на звук «у»: руки согнуты на уровне груди; ладошки повёрнуты от себя; произнося гласный «у-у-у…», руки давящим движением выпрямляются вперёд и вниз.

3 уровень - различение сходных по звучанию слов.

Назвать слова, близкие по звучанию.

Парные слова: ворона – корона, банки – санки, лук - жук.

Собрать пары слов.

Пары слов: коза – коса, уточка – удочка, дрова – трава, бочка – почка.

Назвать лишнее слово-предмет.

В первом ряду – лишний «диван».

Во втором ряду – лишний «бант».

4 уровень – различение слогов.

Упражнение «Запомни, повтори».

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та-то-ту.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: га-ка-га.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: ба-бя-ба.

5 уровень – различение звуков (на примере гласных).

6 уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Рассмотрим освоение навыков фонематического анализа.

     

Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции.

Игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи.

 

Определение гласного звука в середине слова.

Определение гласного звука в конце слова.

Определение место гласного звука в слове.

 

Определение последнего согласного звука в слове.

 

 

 

 

Определение первого согласного звука в слове.

Различение мягких и твёрдых согласных.

 

 

 

 

Определение место звука в слове (начало, середина, конец слова)

Выполнение полного звукового анализа слова.

 

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово. Вот некоторые игровые упражнения.

 

 

Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать. А упражнений на развитие фонематического слуха существует превеликое множество, и проводить их можно как на занятиях, так и вне. Но обязательно всё должно быть играя.

 

Категория: Методические статьи | Добавил: spastalicadd (10.03.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 582 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar