Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях детского дома

Речь – исторически сложившаяся форма общения между людьми, отражающая уровень интеллектуального развития человека. Она представляет собой сложный многокомпонентный процесс, включающий в себя понимание, как восприятие языковых конструкций, так и формулирование, изложение собственных мыслей. Своевременное и правильное речевое развитие ребёнка обеспечивает полноценное созревание и функционирование психической сферы, формирование представлений ребёнка об окружающем мире, установление новых контактов, развитие мышления, социального взаимодействия и обучения.

Дети, поступающие в детский дом, представляют особую социальную категорию. Познавательные функции, сложные виды деятельности, первоначальное становление личности, а также развитие речи отличается у таких детей большим своеобразием. В ходе логопедического обследования у них выявляются различные отклонения в речевом развитии: нарушение звукопроизношения, бедный словарь, недостаточная сформированность грамматического строя речи, низкий уровень фонематических представлений и связной речи, искажение слоговой структуры слов, которые протекают на фоне общих коммуникативных, эмоциональных расстройств и интеллектуальных нарушений. Всё это и составляет сущность ОНР. А это уже серьёзная причина для беспокойства, т.к. недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих собственных силах с дальнейшими негативными последствиями, а также отразиться на процессе чтения и письма.

Выявив детей с речевыми нарушениями и после принятия решения областного ПМПК комплектуется логопедическая группа.

 Составляется Список детей (разных возрастных групп), зачисленных на коррекционно-развивающие занятия. Результаты диагностики и речевые высказывания детей заносятся в Речевую карту. Данные первичного обследования речевого развития детей и результатов осмотра специалистами служат для составления Рабочей программы учителя-логопеда. Проведение диагностики в конце учебного года необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития каждого ребёнка и принять  Решение о выпуске ребёнка или продолжении коррекционной работы.

     Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), Основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности Спасо-Талицкого детского дома, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также  разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии. В основе создания рабочей программы использован опыт работы в данном учреждении, подкреплённый программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами.

 

 Рабочая программа представляет собой систему логопедической коррекционно-развивающей работы в условиях детского дома, определяет основные направления деятельности и взаимодействия учителя-логопеда и воспитанников, раскрывает содержание, последовательность изучаемого материала и нацеливает на достижения конкретного результата.

Организация учебного процесса в Спасо-Талицком детском доме регламентируется: учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием коррекционных занятий.

 В логопедической коррекционно-развивающей работе предусмотрены 2 вида занятий: индивидуальные и фронтальные. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в разных фонетических условиях: изолированно, в слогах, словах, предложениях и фразовой речи. Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей и составляет от 3 до 5 занятий в неделю с длительностью 10-20 мин. Основная цель фронтальных занятий — формирование всех компонентов речевой системы, что будет способствовать улучшению коммуникативных возможностей ребёнка и его социализации.

Важным условием эффективности логопедической коррекционно-развивающей работы является взаимодействие с педагогами и, прежде всего, с воспитателями. Совместная коррекционная работа предусматривает следующие функциональные обязанности:

- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

- воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.

Наиболее актуальными формами взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы являются: индивидуальные консультирования, собеседования по динамике речевого развития ребёнка, а также выполнение заданий, рекомендованных учителем-логопедом для закрепления звуков, лексического материала и грамматических категорий. Данные задания и отметка о выполнении фиксируются в тетради. Дополнительными формами взаимодействия являются: мастер-классы (например, «Использование приёма мнемотехники в коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков»), практикумы (например, «Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста»), обобщение опыта (например, «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста») и т.д.

Для полноценной и эффективной логопедической коррекционно-развивающей работы необходимо использовать разнообразные методы и средства развития речевых возможностей ребёнка. Нужны нестандартные подходы, новые технологии, действенная мотивация к занятиям по исправлению речевых недостатков.

К числу широко распространённых новых эффективных средств обучения относятся информационно-коммуникационные технологии - «ИКТ», использование которых обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Для создания компьютерных заданий использовала программы PowerPoint и MimioStudio. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные картинки и иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, внимание детей удерживается дольше, усиливается мотивация к обучению. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не превышает 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. После занятия с детьми в обязательном порядке проводится гимнастика для глаз. При выполнении заданий с использованием интерактивной доски ребёнок сопровождает речевые высказывания действиями, что способствует развитию ориентации на плоскости, координации движений, воспитывает желание довести начатое задание до конца. Таким образом, созданы и используются медиаресурсы по различным направлениям логопедической работы, которые делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, позволяют сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Нам, специалистам, часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи. При обследовании артикуляционного аппарата у большинства детей логопедической группы выявляются недостатки в развитии артикуляционной моторики, мимической и дыхательной функции. Отмечаются трудности выполнения чётких и точных движений, вялость (спастичность) мышц речевого аппарата.

 

Огромной помощью в работе учителя-логопеда является овладение и применение логопедического массажа. Логопедический массаж входит в систему психолого-педагогической реабилитации детей младшего и старшего дошкольного возраста, и показан при дизартрии, заикании, нарушении голоса, ринолалии, дислалии, алалии. Логопедический массаж проводится в основном в области лица. Лицо – это тонкая организационная структура мышц, наиболее близко расположенных к мозговым структурам. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. Массаж – условно-рефлекторный механизм, поэтому надо делать перерывы.  После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном возрасте — 20 минут. Логопедический массаж может быть расслабляющий или тонизирующий, в зависимости от мышечного тонуса, и будет отличаться применяемыми приёмами, выполняемым ритмом, скоростью движений. Таким образом, массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающими речевыми нарушениями.

Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи.

 За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Жестовые приёмы можно начинать использовать с детьми среднего дошкольного возраста, постепенно наращивая сложность приёмов в других возрастных группах. Используются жесты систематически. Таким образом, жесты помогают детям запомнить сложный материал, стимулируют речь, делают занятие увлекательным, интересным и разнообразным.

Конечно, в одном выступлении нельзя отразить всю многогранную работу учителя-логопеда. Более подробно дать представление о логопедической работе поможет знакомство с предметно-развивающей средой кабинета.

Категория: Методические статьи | Добавил: spastalicadd (08.02.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 183 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar