Логопедический массаж - средство эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников

Логопедический массаж - средство эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников

 

Учителю-логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Вырос процент детей с патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции.

При обследовании артикуляционного аппарата у детей логопедической группы выявляются недостатки в развитии мимической функции, артикуляционной моторики, дыхательной функции. Отмечаются трудности выполнения чётких и точных движений, вялость (спастичность) мышц речевого аппарата.

Огромной помощью в работе учителя-логопеда будет овладение и применение логопедического массажа.

Взяв за основу знания, полученные на курсах повышения квалификации, я подготовила для вас практический материал, который значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов.

Что такое логопедический массаж? Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата (губы, щёки, гортань и т.п.).

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Массаж показан при дизартрии, заикании, нарушении голоса, ринолалии, дислалии, алалии.

Логопедический массаж входит в систему психолого-педагогической реабилитации детей раннего возраста, дошкольников, школьников, подростков, взрослых, т.е. ограничений по возрасту нет.

Логопедический массаж направлен на снижение сроков реабилитации и уменьшение энергозатрат логопеда, но не заменяет все остальные методы: артикуляционную гимнастику, постановку нарушенных звуков и т.д.

Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, массажист, родители, прошедшие курсы.

Логопедический массаж проводится в основном в области лица человека. Лицо всегда видимо, открыто. Лицо – это тонкая организационная структура мышц, наиболее близко расположенных к мозговым структурам. Даже пробное воздействие на мышцы оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние пациента.

Поверхность кожи – это огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Проводится логопедический массаж после обследования мышц речевого аппарата.

Таким образом, основными задачами логопедического массажа являются:

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

- стимуляция двигательных проприоцептивныхи кинестетических ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- уменьшение гиперсаливации;

- укрепление глоточного рефлекса;

- афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. Массаж – условно-рефлекторный механизм, поэтому надо делать перерывы.  После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Правильная поза при логопедическом массаже способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.

Что нужно для массажа:

1. Кушетка или массажный стол.

2. Плед или одеяло.

3. Простынь.

4. Подушка размером 35Х35 (40Х40), чтобы приподнять части тела, подвергающихся логопедическому массажу (от верхнего края лопаток до темени головы; край подушки и край стола должны быть размещены по одной линии). Для дополнительного расслабления валик под коленями, руки вдоль туловища или на животе. Специалист находится за головой пациента.

5. Присыпка, детское масло без добавок или натуральные масла.

6. Стерильные салфетки, одноразовые перчатки (лучше виниловые, без привкуса резины) для работы в полости рта.

Логопедический массаж должен охватывать все группы мышц, участвующих в речепроизводстве, даже если поражён какой-то один участок. Построение программы зависит от индивидуальных потребностей пациента, главное, от состояния мышечного тонуса.

Логопедический массаж может быть расслабляющий или тонизирующий (активизирующий), в зависимости от мышечного тонуса, и будет отличаться применяемыми приёмами, выполняемым ритмом, скоростью движений.

Логопедический массаж выполняем на присыпке (расслабляющий массаж) или масле (активизирующий массаж). Присыпку никогда не сыпать над пациентом. Делаем это за пределами.

Каждое движение повторяется 2,4,6,8,10,12 раз.

Расслабляющий логопедический массаж выполняется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). Основная цель: снять эмоциональное напряжение и локальные напряжения с мышц речевого аппарата, вызвать общую мышечную релаксацию. Проводится в медленном темпе. Возможно применение релаксационной музыки, согревающего компресса (тёплое махровое полотенце на лицо – на 3-5 мин.). Движения рук должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Последовательность действия на массируемые области (всегда начинаем массаж с косвенных мышц, а не прямых):

1. Мышцы плечевого пояса и шеи.

2. Мимическая мускулатура.

3. Губы.

4. Язык.

Основные приёмы:

1. Поглаживание:

- поверхностное: наиболее мягкий щадящий приём. Работает вся ладонная поверхность кисти, касаясь только выпуклыми частями ладони (слегка щекочущие). Наступает очень быстрое и лёгкое мышечное расслабление + общее расслабление. Контакт рук с кожей очень лёгкие, сосудистой реакции нет. Выполняется медленно, ритмично. 

- глубокое обхватывающее: более интенсивный приём. Осуществляется воздействием на рецепторы подкожных мышц. Обладает лёгким эффектом возбуждения ЦНС. Ладонь плотно прижимается к кожным покровам, но легко и нежно скользит по поверхности кожи в строгом соответствии со всеми анатомическими контурами, которые лежат под рукой. Медленно, ритмично, непрерывно.

2. Лёгкая вибрация: снижает мышечный тонус; выполняется на мягких частях лица, щеках, губах; может осуществляться всеми фалангами пальцев, одним пальцем, одной или двумя руками.

3. Плотные нажатия: улучшают крово- и лимфообращение, обменные процессы. Осуществляется в местах выхода нервных окончаний. Заканчиваем им любое поглаживание. Выполняется подушечками указательного или среднего пальца.

Расслабляющий массаж языка при его повышенном тонусе всегда начинаем со скелетных мышц.

Главное условие – массаж языка делать до еды или через 1,5 часа после еды. Массаж языка выполняется сначала в полости рта, затем во вне, используя одноразовые перчатки и салфетки. Движения лёгкие, мягкие, скользящие, никаких болевых ощущений. Специалист справа от пациента (если он правша), слева - если левша. Левая рука в области темени фиксирует голову, правой рукой проводим массаж в полости рта. Во время массажа важно очень быстро переступить границу рвотного рефлекса и быстро выйти, т.е. все движения будут идти от кончика языка до границы рвотного рефлекса (к корню).  Всегда заканчиваем массаж языка вибрацией на подъязычной кости.

Тонизирующий (активизирующий) массаж осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса. Движения быстрые, энергичные.

Основные приёмы:

- растирание: значительно усиливается кровоснабжение, обмен веществ, повышается тонус.

- глубокое разминание: повышается тонус мышц, улучшается их сократительная функция, наблюдается резкий прилив крови, выраженное покраснение.

- сильная вибрация: проводится в основном в нижней части лица более жёстко, повышается мышечный тонус.

- поколачивание: выполняется на костной основе - лоб, скуловая кость, нижняя челюсть; в местах прикрепления мышц. Движения лёгкие.

Сила воздействия на ткани увеличивается постепенно. Последовательность движений будет такой же, как при расслабляющем массаже. Только будет отличаться направленностью движений – снизу вверх. При тонизирующем массаже музыка активная, можно использовать шапочку на голову, чтобы не испачкать волосы.

Тонизирующий массаж языка при его пониженном тонусе тоже начинаем со скелетных мышц. Выполняется он вне полости рта. Движения более интенсивные, никаких выраженных болевых ощущений. Ориентируемся на порог чувствительности ребёнка.

Категория: Методические статьи | Добавил: spastalicadd (10.03.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 173 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar