Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Дети, поступающие в детский дом, имеют различные отклонения в речевом развитии: нарушение звукопроизношения, бедный словарь, недостаточную сформированность грамматического строя речи, низкий уровень фонематических представлений и связной речи, искажение слоговой структуры слов…, которые протекают на фоне общих коммуникативных, эмоциональных расстройств и интеллектуальных нарушений. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости, понижение работоспособности. Чтобы предотвратить утомление, поддержать познавательную активность у детей, повысить эффективность логопедической работы, нужны новые подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности, в связи с чем возникла необходимость создания предметной среды кабинета в соответствии с современными требованиями.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи: 1. Проанализировать имеющийся наглядно-методический материал. 2. Дополнить недостающий материал в электронном и бумажном варианте. 3. Привести в систему логопедическую предметно-развивающую среду. Организуя предметно-развивающую среду, руководствовалась принципами - системности; - учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей; - вариативности: многие пособия многовариантны (в зависимости от задач коррекционно-развивающего обучения); - эстетичности: наглядно-методический материал эстетически оформлен и хранится в отдельных папках. В результате проделанной работы весь учебно-дидактический материал систематизировала по направлениям коррекционно-развивающего обучения с учётом лексических тем и включает сегодня следующее: 1. Формирование произносительных умений и навыков: - упражнения по постановке правильного физиологического… и речевого дыхания; - комплекс артикуляционных упражнений для постановки отсутствующих или искажённо произносимых звуков: артикуляционная гимнастика со смешариками … и артикуляционные считалочки.
2. Развитие фонематических представлений:составление слов по первым звукам нарисованных картинок «Ребусы»
3. Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи: - картотека загадок по лексическим темам;
- обобщение предметов по лексическим темам (картинки); - образование названий детёнышей животных (пазлы); - предложно-падежные конструкции: «Подбери схему к картинке и ответь полным предложением»; составление предложений с предлогами; дидактическая игра «Почини игрушку» («Что без чего?»);
- образование относительных прилагательных: «Какой? Какая?»; дидактическая игра «Продуктовый магазин»;
- образование существительных от глаголов, уточнение знаний об окружающем мире; - согласование числительных с существительными: игра «2,5»;
- мнемотаблица для составления описательного рассказа; сюжетные картинки; алгоритм для составления рассказа.
4. Развитие высших психических функций - дидактические игры: «Найди пару», «Разрезные картинки», «Найди фрагмент»,
«Найди тень», «Что здесь лишнее?», «Последовательность событий», «Найди отличия».
5. Развитие моторики рук: - комплексы упражнений с массажным мячом, графические диктанты, упражнение «Шагаем пальчиками», сюжетные картинки-раскраски, рисование по точкам с заданием.
Конечно, в своём выступлении я смогла представить лишь часть того дидактического материала, который сумела собрать и систематизировать в кабинете. Более широко с результатом работы можно познакомиться непосредственно на моём рабочем месте.
Таким образом, логопедическая предметно-развивающая среда соответствует структуре речевых нарушений детей и имеет многофункциональный и обучающий характер. | |
| |
Просмотров: 220 | |
Всего комментариев: 0 | |