Логопедическая предметно-развивающая среда

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дети, поступающие в детский дом, имеют различные отклонения в речевом развитии: нарушение звукопроизношения, бедный словарь, недостаточную сформированность грамматического строя речи, низкий уровень фонематических представлений и связной речи, искажение слоговой структуры слов…, которые протекают на фоне общих коммуникативных, эмоциональных расстройств и интеллектуальных нарушений. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости, понижение работоспособности.

Чтобы предотвратить утомление, поддержать познавательную активность у детей, повысить эффективность логопедической работы, нужны новые подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности, в связи с чем возникла необходимость создания предметной среды кабинета в соответствии с современными требованиями.

 

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать имеющийся наглядно-методический материал.

2. Дополнить недостающий материал в электронном и бумажном варианте.

3. Привести в систему логопедическую предметно-развивающую среду.

Организуя предметно-развивающую среду, руководствовалась принципами 

- системности;

- учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- вариативности: многие пособия многовариантны (в зависимости от задач

коррекционно-развивающего обучения);

- эстетичности: наглядно-методический материал  эстетически оформлен

и хранится в отдельных папках.

В результате проделанной работы весь учебно-дидактический  материал систематизировала по направлениям коррекционно-развивающего обучения с учётом лексических тем и включает сегодня следующее:

1. Формирование произносительных умений и навыков:

- упражнения по постановке  правильного физиологического… и речевого дыхания;

- комплекс артикуляционных упражнений для постановки отсутствующих или искажённо произносимых звуков:  артикуляционная гимнастика со смешариками … и артикуляционные считалочки.

 

2. Развитие фонематических представлений:составление слов по первым звукам нарисованных картинок «Ребусы» 

 

3. Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи:

- картотека загадок по лексическим темам;

 

- обобщение предметов по лексическим темам (картинки);

- образование названий детёнышей животных (пазлы);

- предложно-падежные конструкции:  «Подбери схему к картинке и ответь полным предложением»;  составление предложений с предлогами;  дидактическая игра «Почини игрушку» («Что без чего?»);

 

- образование относительных прилагательных: «Какой? Какая?»; дидактическая игра «Продуктовый магазин»;

 

- образование существительных от глаголов, уточнение знаний об окружающем мире;

- согласование числительных с существительными: игра «2,5»;

 

- мнемотаблица для составления описательного рассказа; сюжетные картинки;  алгоритм для составления рассказа.

 

4. Развитие высших психических функций - дидактические игры:

 «Найди пару»,  «Разрезные картинки»,  «Найди фрагмент»,

 

 «Найди тень»,  «Что здесь лишнее?»,  «Последовательность событий»,  «Найди отличия».

 

5. Развитие моторики рук:

- комплексы упражнений с массажным мячом, графические диктанты, упражнение «Шагаем пальчиками», сюжетные картинки-раскраски, рисование по точкам с заданием.

 

Конечно, в своём выступлении я смогла представить лишь часть того дидактического материала, который сумела собрать и систематизировать в кабинете. Более широко с результатом работы можно познакомиться непосредственно на моём рабочем месте.

Таким образом, логопедическая предметно-развивающая среда соответствует структуре речевых нарушений детей и имеет многофункциональный и обучающий характер.

Категория: Методические статьи | Добавил: spastalicadd (08.02.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 220 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar