Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Правильная, чистая и выразительная речь – один из важнейших критериев готовности ребенка к обучению в школе. Но не каждый ребенок может овладеть ею самостоятельно. Как показывает практика работы в детском доме, до 100 процентов детей в той или иной степени нуждаются в помощи специалиста-логопеда. Подготовка артикуляционного аппарата, «нормализация» дыхания, формирование звуков, введение их в речь ребенка – процесс кропотливый и зачастую длительный.

Чтобы добиться полноценной и эффективной логопедической коррекционно-развивающей работы, необходимо использовать разнообразные методы и средства развития речевых возможностей ребёнка. Нужны нестандартные подходы, новые технологии, действенная мотивация к занятиям по исправлению речевых недостатков.

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное их расположение приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но не всегда «традиционные» пути логопедической работы дают желаемого результата.
В таких случаях целесообразно применять методы нейростимуляции. Одним из таких методов является метод биоэнергопластика.

Биоэнергопластика включает три базовых понятия: «био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Таким образом, биоэнергопластика - это метод нейростимуляции, предполагающий совместное движение рук и органов артикуляционного аппарата.

По мнению А. В. Ястребовой «…совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов». Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Знакомить детей и применять методы биоэнергопластики необходимо поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с артикуляционным упражнением по традиционной методике, сидя перед зеркалом. На втором этапе к артикуляционному упражнению добавляются движения рук взрослого, при этом зрительная опора постепенно убирается. Дети привыкают к движениям рук и запоминают их. На третьем этапе дети выполняют артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями рук.

Таким образом, логопедическая работа в системе биоэнергопластики будет направлена на развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.

Нам, специалистам, часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи, т.к. при выполнении артикуляционной гимнастики у большинства детей логопедической группы отмечаются трудности выполнения чётких и точных движений, вялость (спастичность) мышц речевого аппарата.

Огромной помощью в работе учителя-логопеда будет овладение и применение логопедического массажа, который значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов.

Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата (губы, щёки, гортань и т.п.). Логопедический массаж входит в систему психолого-педагогической реабилитации детей и показан при дизартрии, заикании, нарушении голоса, ринолалии, дислалии, алалии. Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, массажист, родители, прошедшие курсы.

Логопедический массаж проводится в основном в области лица. Лицо – это тонкая организационная структура мышц, наиболее близко расположенных к мозговым структурам. Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. Массаж – условно-рефлекторный механизм, поэтому надо делать перерывы. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Что нужно для массажа:

1. Кушетка или массажный стол.

2. Плед или одеяло.

3. Простынь.

4. Подушка размером 35Х35 (40Х40), чтобы приподнять части тела, подвергающихся логопедическому массажу (от верхнего края лопаток до темени головы; край подушки и край стола должны быть размещены по одной линии). Специалист находится за головой пациента. Руки ребёнка находятся вдоль туловища или на животе.

5. Присыпка, детское масло без добавок или натуральное масло.

6. Стерильные салфетки, одноразовые перчатки (лучше виниловые, без привкуса резины) для работы в полости рта.

Логопедический массаж должен охватывать все группы мышц, участвующих в речепроизводстве, даже если поражён какой-то один участок. Построение программы зависит от индивидуальных потребностей пациента, главное, от состояния мышечного тонуса.

Логопедический массаж может быть расслабляющий или тонизирующий, в зависимости от мышечного тонуса, и будет отличаться применяемыми приёмами, выполняемым ритмом, скоростью движений. Расслабляющий массаж выполняется на присыпке, активизирующий – на масле. Присыпку никогда не сыпать над пациентом. Делается это за пределами. Каждое движение повторяется 2,4,6 раз.

Расслабляющий логопедический массаж выполняется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). Основная цель: снять эмоциональное напряжение и локальные напряжения с мышц речевого аппарата, вызвать общую мышечную релаксацию. Проводится в медленном темпе. Возможно применение релаксационной музыки. Движения рук должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу.

Расслабляющий массаж языка при его повышенном тонусе всегда начинаем со скелетных мышц. Главное условие – массаж языка делать до еды или через 1,5 часа после еды. Массаж языка выполняется сначала в полости рта, затем во вне, используя одноразовые перчатки и салфетки. Движения лёгкие, мягкие, скользящие, никаких болевых ощущений. Специалист справа от пациента (если он правша), слева - если левша. Левая рука в области темени фиксирует голову, правой рукой проводим массаж в полости рта. Во время массажа важно очень быстро переступить границу рвотного рефлекса и быстро выйти, т.е. все движения будут идти от кончика языка до границы рвотного рефлекса (к корню). Всегда заканчиваем массаж языка вибрацией на подъязычной кости.

Тонизирующий (активизирующий) массаж осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса. Движения быстрые, энергичные. Сила воздействия на ткани увеличивается постепенно. Последовательность движений будет такой же, как при расслабляющем массаже. Только будет отличаться направленностью движений – снизу вверх. При тонизирующем массаже музыка активная.

Тонизирующий массаж языка при его пониженном тонусе тоже начинаем со скелетных мышц. Выполняется он вне полости рта. Движения более интенсивные, никаких выраженных болевых ощущений. Ориентируемся на порог чувствительности ребёнка. При пониженном тонусе ребёнок язык вываливает.

Таким образом, массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающими речевыми нарушениями, но не заменяет все остальные методы: артикуляционную гимнастику, постановку нарушенных звуков и т.д.

 

Высокие технологии 21 века (который назван веком информации) предоставляют нам широкий спектр разнообразных возможностей, применимых в любой сфере профессиональной деятельности, в том числе в педагогике, психологии, дефектологии и логопедии. К числу широко распространённых новых эффективных средств обучения относятся информационно-коммуникационные технологии - «ИКТ», использование которых обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Учитывая уникальные возможности ИКТ и опираясь на современные исследования в области дошкольной педагогики, поставила цель: повысить эффективность логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми через активное внедрение ИКТ.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

- разработать систему упражнений, компьютерных игр и заданий, направленных на автоматизацию и дифференциацию звуков, формирование фонематических представлений, обогащение словаря, развитие грамматически правильной и связной речи;

- научить детей пользоваться техническими средствами обучения: компьютер, ноутбук, интерактивная доска;

- стимулировать желание детей активно участвовать в образовательном процессе;

- развивать все компоненты речи, высшие психические функции;

- воспитывать личностные качества, уверенность в себе.

При создании компьютерных заданий придерживалась следующих требований:

- задания должны носить исследовательский характер;

- должны быть доступными для самостоятельного выполнения детьми;

- должны решать различные задачи по развитию всех сторон речи детей;

- соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- должны быть занимательными и интересными;

- соответствовать требованиям к подбору лексического материала: максимальное содержание закрепляемых звуков, отсутствие в речевом материале неправильно произносимых ребёнком звуков, смысловая доступность.

Для создания компьютерных заданий использовала программу PowerPoint. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные картинки и иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, внимание детей удерживается дольше. Усиливается мотивация к обучению, что повышает эффективность логопедической работы.

Компьютерные задания соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не превышает 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. После занятия с детьми в обязательном порядке провожу гимнастику для глаз.

 

В логопедической практике среди технических новинок особое место занимает интерактивная доска. Программное обеспечение позволяет сделать занятия интересными и насыщенными. При выполнении заданий с использованием интерактивной доски ребёнок сопровождает речевые высказывания действиями, что способствует развитию ориентации на плоскости, координации движений, воспитывает желание довести начатое задание до конца.

Таким образом, созданы и используются медиаресурсы по различным направлениям логопедической работы, которые делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, позволяют сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Конечно, в одном выступлении невозможно отразить всю многогранную работу учителя-логопеда. Более подробно дать представление о логопедической работе поможет только знакомство с предметно-развивающей средой кабинета.

 

Категория: Методические статьи | Добавил: spastalicadd (08.02.2020) | Автор: Лобастова Марина Васильевна
Просмотров: 199 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar