ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

Удивительное и волшебное растёт внутри нас.

Главное – научиться слышать и чувствовать Ритм Природы,

всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним,

совершая удивительные преобразования вокруг, созидая

 окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм

и разбудить Творца, живущего внутри каждого.

 

     Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, дети постигают знания об окружающем мире и приобретают жизненный опыт.

     Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребёнка, его внутреннего состояния. «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» (К.Г. Юнг). Поскольку  песочная игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

     А.В. Запорожец отмечал: «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени, соответственно повышается результативность в усвоении знаний. Поэтому элементы песочной терапии активно используются в  коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР, ОНР, ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

     Наряду с высокой эффективностью метода песочной терапии, игры с песком могут быть противопоказаны:

 - Больным эпилепсией и шизофренией;

 - Детям с очень высоким уровнем тревожности;

 - Детям, страдающим аллергией на пыль;

 - Дошкольникам с лёгочными заболеваниями;

 - Детям, имеющим кожные заболевания и порезы на руках.

     Элементы песочной терапии включаются в структуру психологических занятий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.

     Задачи:

  1. Закрепление и расширение знаний об окружающем мире.
  2. Обучение умению выстраивать композиции на песке по образцу и собственному замыслу.
  3. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, речи.
  4. Развитие творческих способностей, фантазии.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
  7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  8. Коррекция нарушений поведения.
  9. Развитие эмпатии, воспитание гуманных чувств.    

     Занятия с использованием элементов песочной терапии проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Длительность занятий 30 - 40 минут.    

     К условиям, необходимым для организации коррекционно-развивающего процесса необходимо отнести просторное помещение с соответствующим оборудованием:

 1. Песочница (большой водонепроницаемый ящик) размером 50* 70 см, глубиной 8 см, окрашенной в синий или голубой цвет (дно символизирует воду, а борта – небо).

 2. Чистый просеянный песок. Им наполняют песочницу на одну треть или до половины. Используемый песок необходимо время от времени менять или очищать (не реже одного раза в месяц). Очищение песка предполагает просеивание, промывку и прокаливание в духовом шкафу.

3. Цветной песок или цветная морская соль.

4. Коллекция миниатюрных фигурок (игрушек) высотой не более 8 см, символизирующих окружающий мир:

· люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

· наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

· летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

· обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

· жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

· домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

· деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

· объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

· транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

· объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

· объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

· злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок);

· фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтази, фигурки-оборотни;

· аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

· естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).

     Расположить коллекцию миниатюрных фигур лучше на полках, сгруппировав по категориям и разложив их в прозрачные пластиковые коробки, но можно и смешать миниатюры, чтобы выбор ребенком того или иного объекта для песочной композиции был более спонтанным.

     Дополнительные условия организации игр с влажным песком:

  - Дети должны быть в клеёнчатых фартуках;

  - Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки;

  - Вода для увлажнения песка должна быть тёплой.

     Принципами  песочной терапии являются:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать  задания, соответствующие возможностям ребенка; формулировать инструкцию к играм в сказочной форме; исключать негативную оценку  действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

     Примерная структура занятий с элементами песочной терапии:

  1. Организационный этап. Он включает в себя ритуал приветствия и ритуал входа в Песочную страну, вводную беседу, повторение правил поведения.
  2. Основной этап – сказочная история, в которой звучит призыв о помощи (мотивация к дальнейшей деятельности), просмотр видеофильмов и дидактические игры, пальчиковая гимнастика, игры с песком, рассказы детей о своих постройках.
  3. Заключительный этап – предполагает заключительную беседу (рефлексия занятия), ритуал выхода из Песочной страны.

     На первом занятии дети внимательно рассматривают саму песочницу (форму, цвет, размер), знакомятся с символическим обозначением неба, воды и земли, знакомятся с игрушкой-посредником Песочной Феей, через неё объявляются все правила поведения, запреты и поощрения, а также с ритуалом входа в Песочную страну. Волшебный персонаж ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует то, что происходит на песке, подбадривает и хвалит ребёнка, но ни в коем случае не высказывает оценочных реплик.

     Начинается знакомство с песком и его свойствами. Используются такие игры-упражнения, как «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочные прятки», «Узоры на песке». Дети дотрагиваются до песка поочередно пальцами обеих рук, затем всеми пальцами одновременно, легко или с напряжением сжимают кулаки с песком, медленно высыпают его в песочницу, дотрагиваются до песка всей ладошкой  -  внутренней и тыльной стороной,  перетирают песок между пальцами, ладонями, закапывают руки в песок и т.д. При этом необходимо постоянно обращать внимание детей на тактильные ощущения (песок теплый или прохладный, приятный или неприятный, шершавый, колючий, сыпучий, сухой и т.д.). Затем сравниваются сухой и влажный песок, находятся отличия, делается вывод, что из сырого песка можно лепить и строить. Игры с сырым песком: «Отпечатки», «Кто приходил?», «Песочные строители».

     Второй этап организации занятий с песком предполагает создание сюжетных песочных картин. Для этого детям предлагаются наборы мелких игрушек и дополнительные предметы: камни, раковины, пуговицы, перья и т.д. Ребенок самостоятельно выбирает предметы, которыми он будет манипулировать в песочнице. Не стоит предлагать ребенку чересчур большую коллекцию фигур для выбора, это может запутать его. Но в разумных границах ситуация выбора подтолкнет ребенка к мысли о необходимости принятия решения, изменения.

     Тема песочной картины  раскрывается психологом через игрушку-посредника. Обычно она органично вытекает из предварительной беседы или сказочной истории, рассказанной от лица Песочной Феи. Она же даёт детям задания и загадывает загадки. Тематика занятий соответствует годовому тематическому плану данной группы, например:

 - «Осень. Сбор урожая»,

 - «В лес за грибами»,

 - «Дикие и домашние животные»,

 - «Птицы»,

 - «Моя семья»,

 - «Зимняя сказка» и др.

     Ребёнок создаёт в песочнице собственную картину мира, ощущая себя её творцом. В процессе создания сюжетной картины можно успешно развивать интеллектуальные способности, мелкую моторику, закреплять и расширять знания об окружающем мире. Например, при создании песочной картины по теме «Лесные жители» дети накапливают знания о диких животных, их приспособленности к жизни в условиях леса, взаимоотношениях с другими обитателями. В ходе игры можно вспомнить части тела животного, чем питается, как кричит, как называются детёныши и др.

     На занятии по теме «Африка» перед тем, как создавать песочную картину, детям предлагается посмотреть видеофильм о природе жарких стран, послушать аудиозапись голосов животных и птиц. Можно использовать дидактические игры «Кто где живет», «Мамы и детёныши», «Чей хвост?».

     При создании фантастических сюжетов для предварительной работы можно показать детям мультфильм и предложить воспроизвести на песке наиболее запомнившуюся картинку, проиграть ещё раз волнующую ситуацию, придумать к ней альтернативное продолжение. Так, разыгрывая на песке «космические путешествия», ребёнок реализует своё желание быть супергероем, при этом получает много информации о космосе, космических кораблях, научных исследованиях.

     Во время игр с песком важно стимулировать речевую активность детей. Обязательно комментировать всё, что делает и видит ребёнок.

     Все песочные картины можно условно разделить на три вида:

  1. Динамичные – как правило, они имеют героя или героев, которые куда-то идут, что-то ищут, к чему-то стремятся. Мы можем увидеть их прошлое и будущее. В такой картине сюжет всегда на поверхности.

     С помощью песка, воды и миниатюрных фигур ребёнок может сделать что-то новое, необычное, а затем сломать или изменить то, что уже создано. Таким образом, ребенку предоставляется возможность в безопасной форме выплеснуть свою агрессию, гнев и проработать отрицательные эмоции.

  1. Статичные – это стоп кадр некоторого сюжета. Героев таких картин мы застаем в момент какого-то действия (игра, трапеза, охота, купание и т.д.). Чтобы выявить сюжет в статичной картине необходимо задать ребенку вопросы: Расскажи свою историю. С чего всё начиналось? Что произошло и происходит? Чем по-твоему всё закончится?
  2. Смешанные – содержат два мира: статичный и динамичный. Например, когда статичное благополучие нарушается динамизмом некоторого героя, который налетает на страну и разрушает её. Данная картина говорит о противоборстве, противоречии, поиске стабильности.

     Игры с песком могут выступать в качестве диагностического метода. В индивидуальной форме можно диагностировать:

  1. Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения).
  2. Уровень и направленность агрессии.
  3. Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.
  4. Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации).
  5. Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание).
  6. Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия).

В ходе групповой  работы в песочнице можно диагностировать:

  1. Характер взаимодействия в группе.
  2. Распределение ролей в группе.
  3. Стиль поведения каждого участника группы.

     Опыт применения элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми показал, что использование песочницы на занятиях даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект. Игры с песком позволяют стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность, развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор, разнообразить способы сотрудничества. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения со сверстниками и педагогами. Замечено, что  уже после нескольких занятий песочной терапии, воспитанники становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.

     Таким образом, посредством песочной терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации.

 

Литература

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2011.
  2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.  – СПб: Речь, 2006.
  3. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: Метод, пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.  - СПб., 2011.
  4. Никитина Т.О. Афанасьева МА. Песок как универсальное средство развития дошкольников / / Воспитатель ДОУ, 2013, №9, с. 58-60.

 

Категория: Методические статьи | Добавил: spastalicadd (14.02.2020) | Автор: ​​​​​​​Педагог-психолог Кочнева Е.С
Просмотров: 218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar