Хочу представить вашему вниманию выступление на тему «Формирование правильного дыхания у дошкольников с нарушениями речи». Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании накапливались человечеством с древнейших времён. Гиппократ (V - IV вв. до н. э.), по праву называемый отцом медицины, возводит в ранг признанных лечебных методов гимнастику, в том числе и дыхательные упражнения. В XIX в., в медицине Петер Линг создаёт методику дыхательных упражнений, для лечения заболеваний внутренних органов, которая остаётся классикой лечебной физкультуры в наши дни. В 70-80 гг. XX в. широкое распространение в кругах сторонников нетрадиционной медицины получает «Парадоксальная дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой. В настоящее время растёт интерес к методу Сметанкина А.А. и технологии БОС (Биологической Обратной Связи), основанной на использовании электронных приборов. Проблемой развития речи, воспитания речевого дыхания занимались учёные – педагоги: М.И. Фомичев; М.Е. Хватцев; Э.М. Чарели; О.С. Ушакова; Т.Б. Филичева; А.Н. Гвоздев; Н.В. Нищева и многие другие. Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников? 1. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дём гулять). 2. Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, в свою очередь, приводит к искажению звуков. 3. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных. 4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”. 5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. 6. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из- за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии. Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости проведения профилактических, коррекционных мероприятий по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха и выработкой умения правильно дышать в процессе речи. Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений: 1. Не заниматься в пыльном, непроветренном помещении. 2. Не заниматься сразу после приёма пищи. 3. Одежда не должна стеснять движений. 4. Упражнения могут выполняться в исходном положении сидя, стоя или лёжа. 5. Следить за правильным выполнением упражнений. 6. Дыхательные упражнения ограничивать по времени. Они не должны длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений) 7. Следить за эмоциональным состоянием ребёнка, оно должно быть уравновешенным. 8. Добиваться качественного выполнения упражнений. Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста носит комплексный характер и включает в себя нормализацию физиологического (неречевого) и речевого дыхания. При формировании неречевого дыхания решаются следующие задачи: - знакомство с органами дыхания; - формирование диафрагмального типа дыхания: - совершенствование функции дыхания (выработка глубокого вдоха и длительного выдоха). При формировании речевого дыхания решаются задачи: - развитие фонационного (озвученного) выдоха; - развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз; - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста (стихи, рассказы, песни). Диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Длительность постановки – индивидуальна. Ребёнок выполняет упражнения вначале лёжа, затем сидя и стоя. Из положения лёжа: Положить на живот лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Делая вдох носом живот выпячивается, а значит лодочка поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и лодочка опускается. Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох».
Из положения сидя: Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно. В положении стоя ребёнок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох; движения живота контролируются руками. Упражнение выполняется на счёт (1,2,3 – вдох; 1,2,3 – выдох).
Такое дыхание учит расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями. После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется без речевого сопровождения. Дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким и располагаться на уровне рта. Во время проведения игр необходимо соблюдать технику выполнения упражнений и постоянно контролировать дыхание. 1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос ("набираем полную грудь воздуха"). 2. Выдох происходит длительно и плавно, а не толчками. 3. Во время выдоха губы складываются трубочкой, нельзя сжимать губы, надувать щеки, поднимать плечи. 4. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) 5. Выдыхать следует, пока не закончится воздух. Приведу примеры дыхательных упражнений в игровой форме без речевого сопровождения: «Горох». Задача ребёнка – раздуть горох с середины и увидеть картинку.
«Самолётики». Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот выигрывает.
«Цветик-семицветик». Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами дуют на свой лепесток.
«Автомобили». По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
«Берлога». Ребёнок раздувает «снег» из ваты и получает представление о зимовке медведя.
«Муравейник». Задача ребёнка – раздуть муравейник из палочек и увидеть картинку.
«Курочка Ряба». Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.
«Снегопад». Игрок поднимается на скамейку и сдувает снежинки на детей.
«Листопад». Игрок поднимается на скамейку и сдувает листья на детей.
Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания способствует обучению плавному произношению звуков, слогов, слов, и фраз на выдохе. Приведу примеры нескольких упражнений с применением ИКТ, используемых на логопедических занятиях.
Данные упражнения учат ребёнка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. В дальнейшей работе по произнесению слов, предложений и фраз необходимо следить за тем, чтобы ребёнок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, во время произнесения фраз делал осмысленные паузы. Таким образом, представленный материал может использоваться как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время режимных моментов, что будет способствовать формированию у детей правильного речевого дыхания.
| |
| |
Просмотров: 209 | |
Всего комментариев: 0 | |