СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
14.02.2020, 20:22

     Контингент воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном составляют социальные сироты. Последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни – это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретённые ещё до официальной констатации потери семьи: аномальное внутриутробное развитие, отрицательный социальный опыт в период раннего детства и т.д.

     У многих дошкольников наблюдаются сенсорные нарушения, которые начинаются еще в утробе матери, когда она отрицательно  относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, продолжая злоупотреблять алкоголем, курить и т.д. Отказ от младенца, помещение его в дом ребенка катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это вызывает у ребенка постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритмов сна и бодрствования, вызывает чрезмерно беспокойное, плохо управляемое поведение. У детей формируется первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

     Проблемы развития сенсорной сферы негативно влияют и на когнитивный уровень. Дети поздно начинают говорить, часто неправильно строят фразы и произносят звуки, отстают от сверстников в развитии внимания и памяти, процессов воображения, свободном развертывании фантазий. Кроме того, у воспитанников интернатных учреждений  плохо формируется способность к саморегуляции (умению самому контролировать себя, свое поведение).

     С каждым годом растёт количество детей, имеющих хронические заболевания, низкий иммунитет. У таких детей воспитательно-образовательный процесс часто вызывает умственное и физическое переутомление. Это сопровождается ухудшением здоровья: обостряются хронические заболевания, проявляются значительные вегетативные реакции, развиваются неврозоподобные состояния, что в свою очередь, сказывается на психическом состоянии ребёнка.

     Всё это требует применения технологий, обеспечивающих условия гармоничного развития и положительного эмоционального состояния детей, воспитывающихся в детском доме.

     Одним из эффективных средств психологического оздоровления детей является сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

     Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате направлена на коррекцию и развитие психоэмоциональной сферы воспитанников детского дома, профилактику невротических нарушений.

     Задачи программы:

1. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, формирование умения чувствовать своё тело, расслаблять мышцы, достигать состояния релаксации и душевного равновесия.

 2. Активация различных функций центральной нервной системы, стимуляция сенсорных анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, осязательных, развитие двигательной памяти.

 3. Развитие саморегуляции: умения управлять своим телом, движениями.

 4. Коррекция эмоциональной сферы, создание хорошего настроения.

     Продолжительность занятий в сенсорной комнате составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников. Занятия проводятся индивидуально или с подгруппой детей по 3 – 5 человек. Фронтальные занятия исключаются.

     Противопоказаниями для проведения занятий в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания; частичными противопоказаниями – наличие у ребёнка частых эпилептических припадков (в данном случае используются только релаксационные приёмы).

     При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невролога. Не желательно посещать сенсорную комнату тем, кто проходит лечение психотропными препаратами.

     Для гипервозбудимых детей рекомендуется снизить нагрузку на  сенсорику  и  исключить  элементы активной стимуляции. Для тревожных детей – исключить резкие переходы от одного стимула к другому. Для занятий с гиперактивными детьми необходимо регламентированно использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители. Время пребывания в сенсорной комнате детей с астеническими проявлениями следует увеличивать постепенно с 7 до 15 - 20 минут. При работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

      При использовании интерактивного оборудования необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, опытным путём следует определить те стимуляторы, которые вызывают наибольшее утомление, определить максимальную степень использования и вводить их в занятие в последнюю очередь. Во-вторых, особого внимания требуют зрительные раздражители, так как активное их использование может вызвать двигательную расторможенность и агрессивность.

     Не имеет противопоказаний такое оборудование, как мягкие модули, трапеции и подушечки с гранулами, сухие бассейны, сенсорная тропа, напольный ковёр, сухой душ.

     Структура занятия:

  1. Вводная часть: ритуал приветствия, мотивация к деятельности.
  2. Игровая часть: игры на развитие сенсорных ощущений, дыхательные, глазодвигательные, телесные, функциональные, коммуникативные упражнения, самомассаж.
  3. Релаксация.
  4. Заключительная часть: ритуал прощания, рефлексия.

     На первом этапе детей необходимо познакомить с оборудованием сенсорной комнаты. Этому способствуют различные игры на развитие сенсорных ощущений. Начинать лучше всего с упражнений, развивающих кожно-кинестетическую чувствительность, так как она считается филогенетически одной из самых древних, служит основой всех видов движений и является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Для этого используются большой и малые сухие бассейны, массажная дорожка, тактильные мешочки, сухой душ, игры «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек», «Массаж по кругу» и др.

     Зрению принадлежит наиболее существенная роль в процессе познания мира (до 90% информации мы получаем посредством глаз). Помимо этого, «красивая пища для глаз» - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. На занятиях в сенсорной комнате используются элементы свето- и цветотерапии, а также дидактические игры «Бусы для куклы», «Поймай звёздочку ладошкой», «Следи взглядом», «Найди похожие» и др.

     Для развития слухового анализатора используются дидактические игры «Кто позвал?», «Какой инструмент звучит?», «Найди самый громкий (тихий) инструмент», «С какой стороны слышен звук?» и др. Также активно применяется звукотерапия, её терапевтический эффект базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами и всем организмом человека в целом. Одним из направлений звукотерапии является музыкотерапия. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

     Развитию обоняния способствует ароматерапия. В её основе лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел. Каждому аромату присущи свои достоинства, например:

 - эвкалипт, лимон, мята – тонизируют,

 - апельсин, мандарин, ель, жасмин – успокаивают нервы,

 - герань, сосна, мирра – повышают иммунитет,

 - чабрец, ромашка, бергамот –обладают широким спектром действия.

     Главным правилом подбора эфирных масел является принцип «одобрения» запаха ребёнком. Если аромат не нравится, он заменяется другим, сходным по свойствам. Перед началом применения обязательно проводится тест на чувствительность, чтобы избежать аллергических реакций. Кроме эфирных масел используется коллекция ароматных сухих растений: веточки тополя, листья смородины, крапивы, цветы ромашки, розы и др.

     На втором этапе в содержание основной части занятия добавляются дыхательные, глазодвигательные, телесные, кинезиологические, функциональные, коммуникативные упражнения, самомассаж.

     Дыхательные упражнения способствуют самоорганизации воспитанников и улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы (например, «надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т.д.).

     Дыхание можно сочетать с упражнениями для глаз и языка. Большая часть двигательной коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях этих частей тела, способствуют развитию мышления и речи, контролю поведения. Сначала выполняются однонаправленные движения (глаза и язык вправо, потом влево, вверх и вниз), затем разнонаправленные (например, глаза смотрят вверх, язык двигается вниз).

     Постепенно к движениям языка и глаз добавляются одновременные движения головы, рук и ног, однонаправленные и разнонаправленные. Перечисленные упражнения вводятся постепенно, по мере усвоения, и выполняются в положениях лёжа, сидя, стоя.

     После дыхательных упражнений используются разные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Можно использовать методику «Массаж волшебных точек» Уманской А.А. Также проводятся упражнения в сухих бассейнах, ходьба по массажным коврикам, игры с тактильными мешочками и пр.

     Обучение ребёнка самомассажу проводится в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем – руками ребёнка, наложив сверху свои руки, только после этого ребёнок выполняет массаж самостоятельно. При этом он учится описывать свои ощущения до и после массажа: что изменилось, где, на что похожи эти ощущения (например, массируемые части тела стали тёплыми, горячими, покрылись мурашками, чувствуется лёгкость и т.д.).

     При выполнении телесных упражнений (упражнений на движения тела) развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные движения) и мышечные зажимы. Дети учатся чувствовать своё тело, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Центром моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

     Используются такие упражнения, как «Велосипед», «Носочки-ладошки»; «Скалолаз», «Паучок», «Лезгинка» и др.

     Целью функциональных упражнений является формирование произвольной регуляции собственной деятельности и развитие концентрации внимания. Это упражнения:  «Послушай тишину», «Сделай как скажу, а не как покажу», «Черепаха»,  «Шалуны».

     Коммуникативные упражнения  направлены на невербальное отношение эмоциональных состояний и отношений. Они способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности, чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения  дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Например, упражнение «Маска», когда дети передают друг другу эмоции с помощью мимики. В игре «Сороконожка» участники двигаются друг за другом, держась за талию, и преодолевают препятствия, стараясь не разорвать цепочку.

     После активной игровой части занятия проводятся релаксационные упражнения. Релаксация – это состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается или во всём организме, или в какой-либо его системе. Сначала дети учатся достигать мышечной релаксации в отдельных группах мышц, затем   во всём теле, что способствует снижения общего мышечного тонуса. Для этого используются упражнения «Кулачки», «Игра с муравьем», «Пчелка мешает спать», «Игра с шишками» и др.

     В структуру занятий включаются и такие методы релаксации как аутотренинг и медитация – они способствуют снятию эмоционального напряжения и расслаблению всех мышц тела. Это упражнения «Ковер-самолет», «Плывем в облаках», «Тихое озеро», «Отдых в волшебном лесу» и др. Дети занимают положение лёжа на пуфиках и подушках, по желанию могут прикрыться мягкими пледами, свет приглушается, включается тихая спокойная музыка. Также используется ароматерапия.

     Об эффективности работы в сенсорной комнате можно судить по данным психологической диагностики и наблюдениям педагогов за детьми в разных режимных моментах. Пребывание в волшебном мире сенсорной комнаты раскрепощает детей, создаёт необходимый для дальнейшей работы положительный эмоциональный настрой. У воспитанников появляются ощущения защищённости, спокойствия и уверенности в себе. С одной стороны, создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, состояния нервного и мышечного расслабления (а именно нервная система определяет развитие сердечно-сосудистых, неврологических и психических заболеваний), а с другой стороны, внимание ребёнка привлекается различными световыми, звуковыми, обонятельными и тактильными эффектами, что стимулирует познавательную активность.

     По результатам ежегодной диагностики прослеживается положительная динамика в изменении поведения детей: уменьшается количество воспитанников с повышенной тревожностью, возбудимостью, вспыльчивостью, агрессивностью. Дети стараются контролировать свои эмоции, активнее взаимодействуют друг с другом и с педагогами, меньше конфликтуют. В группах преобладает положительный эмоциональный фон.

     Таким образом, систематические занятия в сенсорной комнате позволяют психологу корректировать психоэмоциональные нарушения у воспитанников и, следовательно, способствовать укреплению их психологического здоровья.

 

Литература:

  1. Игротренинги с использованием сенсорных модулей / авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Клековкина С.Г. Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, средствами сказки: опыт работы в комнате психологической разгрузки. – Киров, 2006.
  3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.
  4. Мартынова О.А. Сенсорная свобода или психомоторное раскрепощение. // Воспитатель ДОУ, 2015, № 4, с. 96 – 101.
  5. Мащенко Е.Н. Программа нейропсихологического развития и коррекции психологического развития детей с СДВГ, ММД, РДА.
  6. Садчикова В.И. Сенсорная комната как средство психологического оздоровления дошкольников. // Воспитатель ДОУ, 2015, с. 24 – 28.
  7. Тёмная сенсорная комната – мир здоровья: Учебно-методическое пособие / под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб, 2011.

 

 

Категория: Методический материал | Добавил: spastalicadd
Просмотров: 186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar